18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карт-бланш декоратору от монарха

Книга Бертрана де Руайера о Пеладжо Паладжи посвящена работе художника в королевском дворце в Турине и резиденциях за пределами города, в замках Раккониджи и Полленцо

Описана жизнь мастера, указаны источники его творчества и его место в европейском контексте — в сопоставлении, например, с Лео фон Кленце, архитектором королевской резиденции в Мюнхене, и Александром Брюлловым, много сделавшим для Зимнего дворца в Петербурге. Приложения включают краткую автобиографию Паладжи и описание каждой резиденции, где ему доводилось работать. 

Упоминание Стендалем «знаменитого Паладжи, художника из Болоньи», говорит о том, что последний был уроженцем именно этого города, а не Турина. В Болонье он начал свою художественную карьеру в возрасте 12 лет под опекой графа Карло Альдрованди. Утвердившись, Паладжи взял в ученики Витале Салу и Карло Беллозио, тоже болонцев. Впоследствии они расписывали потолки в замке Раккониджи, но не смогли затмить своего учителя в изобретательности, проявленной им при создании «Танца часов» — плафона бального зала в туринском палаццо Реале.

Турин для историков мебели — почти то же, что Флоренция для искусствоведов. Таким положением столица Пьемонта отчасти обязана Паладжи и его краснодеревщику Габриелле Капелло, работавшим здесь с 1832 года. Король Карл-Альберт фактически дал им карт-бланш на оформление всего, что он желал, и эти желания исполнялись с помощью «множества мастеров»: Джузеппе Гаджини, братьев Манфредини, Жансельма из Парижа и Генри Питерса из Генуи (вообще-то, выходца из Виндзора). 

Кому-то, возможно, итальянская неоклассическая живопись, в том числе кисти Паладжи, кажется чересчур холодной и лапидарной, но нельзя отрицать, что в декоре этот художник превосходил очень и очень многих. Мотивы своих работ он черпал из греческих, римских и этрусских источников — отчасти в личной коллекции античных древностей. Более того, открытие в Тарквинии в 1827 году бароном фон Штакельбергом склепа с хорошо сохранившимися фресками вдохновило художника на новые интерпретации этрусского искусства, что проявилось в оформлении Этрусского кабинета в Раккониджи. Отдавал он дань и неоготике, преобладающей в интерьерах замков Полленцо и Маргери. Этот стиль очень нравился королю, увлекавшемуся рыцарскими временами и интересовавшемуся происхождением своей династии, ведущей начало из раннего Средневековья.

К 1850-м годам к творчеству Паладжи стали относиться уже как к чему-то устаревшему. Преемник Карла-Альберта Виктор-Эммануил II отдавал предпочтение интерьерам Доменико Ферри — в стиле неорококо. Но в наше время, особенно в последние годы, Паладжи вновь приобрел заслуженную известность. И труд Бертрана де Руайера, несомненно, укрепляет эту репутацию.  

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+