18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лондоне доверились гению Малевича

Первая масштабная ретроспектива автора «Черного квадрата» в Великобритании.

Первая ретроспектива Казимира Малевича в Тейт Модерн и всего лишь вторая его выставка в Великобритании (первая прошла в середине прошлого века) рассказывает историю просто и ясно. От входа до Черного квадрата — стремительное развитие: ранний интерес к символизму и импрессионизму сметает увлечение кубизмом. Совсем ненадолго, в начале 1910-х, Малевич занят «русским духом» примитивов и парадоксами «алогизма», где корова рифмуется со скрипкой. Еще чуть-чуть, и вот уже на подходах к самому знаменитому произведению Малевича появляется квадратик в эскизах к постановке Победы над Солнцем (1913). Зал, посвященный «иконе нового времени», впервые явленной миру вместе с другими супрематическими картинами на рубеже 1915–1916 годов на знаменитой выставке 0.10, оформлен в соответствии с фотографией легендарной экспозиции — с Черным квадратом в «красном» углу и теми из сохранившихся работ, которые удалось заполучить для этой выставки, на прилегающих стенах. Свободно развесили супрематизм в соседних залах: некоторые шедевры приходится разглядывать задирая голову, — но что делать, если есть снимок, свидетельствующий о том, что именно так обращался со своими работами автор?! Новый поворот обозначен «архитектонами» и воздушными, преодолевающими все земное, картинами из серии «Белое на белом», затем мы видим, как подхватываюти развивают идеи ученики мастера, и, наконец, все обозначенные прежде мотивы переплетаются, повторяются, сливаются в самых причудливых сочетаниях в зале с графикой. После — только суровый реализм последних лет жизни.

Череду ретроспектив (из Амстердама в Бонн с последней остановкой в Лондоне) трудно считать одной выставкой, так сильно разнились они составом работ, их числом и оформлением пространства. Экспозиция Тейт самая сдержанная. Доверившись гению Малевича, здесь обошлись без новейших дизайнерских эффектов. Только немного цвета — от желтого в начале через оттенки серого и коричневого к белому в последних залах. И ритм: экспозиция, местами предельно разреженная — одна картина на стене, — становится насыщенной в залах, отведенных началу пути и последним годам, работе с учениками и графике. А раскрашенный в два цвета в знакомой всякому посетителю советских учреждений манере, которую теперь за границей называют «кабаковской», ученический зал забит от пола до потолка. Путешествующую ретроспективу кураторы Тейт дополнили произведениями с только что завершившейся выставки в Дюссельдорфе, приехали и картины из Русского музея. Сорок четыре владельца предоставили более 400 работ, сделав экспозицию одной из самых представительных, и это при том, что грядущее 100-летие супрематизма сделало и без того драгоценные произведения его изобретателя невероятно востребованными. Увы, не на родине героя.
Тейт Модерн
Казимир Малевич

Лондон
До 26 октября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+