The Art Newspaper Russia
Поиск

Папскую трапезу кисти Веронезе взялись восстанавливать уже в четвертый раз

Многострадальное полотно столь часто подвергалось вмешательству реставраторов в прежние времена, что одна из главных задач сегодня —не перепутать результаты трудов автора с тем, что привносилось позднее

У полотна Паоло Веронезе «Трапеза Григория Великого» (1572) очень непростая судьба: написанное для монастыря Санта-Мария ди Монте Берико в Виченце, оно вместе с другими произведениями было вывезено наполеоновскими войсками во Францию, затем возвращено на родину, а вскоре оказалось разрезанным на 32 части австрийскими солдатами во время австро-итальянской войны 1848 года.

Картина изображает трапезу папы Григория I с дюжиной бедных паломников, включая неузнанного Христа, сидящего по правую руку от понтифика. На сегодня это единственная из монументальных «Трапез» Веронезе, находящаяся в том самом помещении, для которого создавалась, — в бывшей монастырской трапезной. До начала 2021 года прямо здесь будет идти обследование и расчистка холста. В роли спонсора проекта выступает итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo. Израненное полотно площадью 39 кв. м уже снято со стены, специалисты начали работу.

По словам Валентины Пьован, которая руководит проектом, предварительный анализ обнаружил «толстый слой потускневшего лака», «угрожающий целостности картины». Но, прежде чем очистить полотно, ее команда проведет неинвазивный инфракрасный и ультрафиолетовой анализ, чтобы реконструировать этапы творческого процесса Веронезе. Реставраторы надеются также точнее определить химический состав пигментов, связующего вещества и имприматуры (цветной тонировки грунта), которые использовал художник.

Важная задача состоит в том, чтобы с уверенностью отличить кисть Веронезе от усилий предыдущих реставраторов: Антонио Флориан занимался картиной в 1817 году, Андреа Тальяпьетра — в 1858-м (ту реставрацию оплатил австрийский император Франц-Иосиф I в качестве компенсации ущерба) и Антонио Лаццарин — в 1973-м. «Мне нужно определить, с чьей работой я имею дело в каждом отдельном случае, и решить, сохранять этот элемент или удалять», — объясняет Пьован. И уточняет, что будет руководствоваться принципом «минимального вмешательства». В отдельных случаях краски XIX века, как правило на масляной основе, неизбежно придется рассматривать как «неотъемлемую часть произведения».  

Просмотры: 1248
Популярные материалы
1
Арт-группа AES + F учредила грант для молодых российских художников
Победитель конкурса, в жюри которого вошли Марина Абрамович и Джозеф Кошут, примет участие в программе арт-резиденции ISCP в Нью-Йорке.
29 ноября 2019
2
Знакомьтесь, Томас Гейнсборо!
В Пушкинском музее впервые покажут большую выставку Томаса Гейнсборо из британских музеев в окружении произведений художников, которыми вдохновлялся английский классик.
02 декабря 2019
3
Марк Шагал гостит в Подмосковье
В музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» проходит выставка «Шагал: между небом и землей», где представлено более двух сотен произведений художника: живопись, графика, livre d’artiste и гобелены.
29 ноября 2019
4
«Русская неделя» в Лондоне принесла аукционным домам £35,1 млн
Серию торгов «русской недели» завершили MacDougall’s (суммарная выручка £4,1 млн) и Bonhams (£984 тыс.). В обоих случаях значительную часть выручки обеспечили успешные продажи работ Наталии Гончаровой.
29 ноября 2019
5
Антиквары доказали приверженность традициям
В Москве в Гостином Дворе проходит юбилейный, 45-й Российский антикварный салон.
29 ноября 2019
6
Угадать художника по его рисунку предлагает Третьяковская галерея
«Неизвестные передвижники» — это выставка малоизвестной графики известных художников второй половины XIX века.
29 ноября 2019
7
Дэвид Аджайе построит вблизи Лувра — Абу-Даби церковь, мечеть и синагогу
Заказчиком проекта стала новая организация — Высший комитет человеческого братства.
29 ноября 2019
8
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
9
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
10
Посвященный Юрию Злотникову сборник посылает сигналы из прошлого
В сборник «Искусство как форма существования» включены интервью и собственные тексты классика неофициального советского искусства.
29 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru