18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Папскую трапезу кисти Веронезе взялись восстанавливать уже в четвертый раз

№77
Материал из газеты

Многострадальное полотно столь часто подвергалось вмешательству реставраторов в прежние времена, что одна из главных задач сегодня —не перепутать результаты трудов автора с тем, что привносилось позднее

У полотна Паоло Веронезе «Трапеза Григория Великого» (1572) очень непростая судьба: написанное для монастыря Санта-Мария ди Монте Берико в Виченце, оно вместе с другими произведениями было вывезено наполеоновскими войсками во Францию, затем возвращено на родину, а вскоре оказалось разрезанным на 32 части австрийскими солдатами во время австро-итальянской войны 1848 года.

Картина изображает трапезу папы Григория I с дюжиной бедных паломников, включая неузнанного Христа, сидящего по правую руку от понтифика. На сегодня это единственная из монументальных «Трапез» Веронезе, находящаяся в том самом помещении, для которого создавалась, — в бывшей монастырской трапезной. До начала 2021 года прямо здесь будет идти обследование и расчистка холста. В роли спонсора проекта выступает итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo. Израненное полотно площадью 39 кв. м уже снято со стены, специалисты начали работу.

По словам Валентины Пьован, которая руководит проектом, предварительный анализ обнаружил «толстый слой потускневшего лака», «угрожающий целостности картины». Но, прежде чем очистить полотно, ее команда проведет неинвазивный инфракрасный и ультрафиолетовой анализ, чтобы реконструировать этапы творческого процесса Веронезе. Реставраторы надеются также точнее определить химический состав пигментов, связующего вещества и имприматуры (цветной тонировки грунта), которые использовал художник.

Важная задача состоит в том, чтобы с уверенностью отличить кисть Веронезе от усилий предыдущих реставраторов: Антонио Флориан занимался картиной в 1817 году, Андреа Тальяпьетра — в 1858-м (ту реставрацию оплатил австрийский император Франц-Иосиф I в качестве компенсации ущерба) и Антонио Лаццарин — в 1973-м. «Мне нужно определить, с чьей работой я имею дело в каждом отдельном случае, и решить, сохранять этот элемент или удалять», — объясняет Пьован. И уточняет, что будет руководствоваться принципом «минимального вмешательства». В отдельных случаях краски XIX века, как правило на масляной основе, неизбежно придется рассматривать как «неотъемлемую часть произведения».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+