The Art Newspaper Russia
Поиск

Германия создает единый фонд для сохранения своего фотографического наследия

Федеральный министр культуры признает, что в этой сфере страна существенно отстает от соседей, где уже созданы соответствующие государственные структуры

Министр культуры Германии Моника Грюттерс созвала группу экспертов для разработки плана центрального учреждения, которое будет заниматься архивированием и продвижением фотографического культурного наследия страны. «Я не могу и не буду оставаться в стороне перед угрозой утраты ценного культурного наследия, — заявила министр в берлинской Академии художеств минувшим летом. — Разве не миссия федерального правительства — сохранять работы выдающихся фотографов, так же как произведения литературы или музыки?»

По словам Грюттерс, в ходе ее многочисленных бесед с фотографами и экспертами из музеев, арт-дилерами и искусствоведами обнаружилось «значительное отставание в формировании визуальной памяти нашего общества». Она указывает, что в соседних странах — Австрии, Нидерландах, Франции и Швейцарии — уже созданы соответствующие государственные учреждения, которые управляют культурным наследием ведущих фотографов.

Сохранение, каталогизация и оцифровка фотографий — огромная проблема, как из-за нехватки пространства, так и по причине отсутствия экспертизы, считает Катрин Пич, реставратор Нидерландского музея фотографии в Роттердаме и одна из четырех членов экспертной группы Моники Грюттерс. Ее коллеги — Томас Вески из Фонда фотографии и медиа­искусства в Ганновере, куратор и ученый Уте Эскильдсен и Томас Гетгенс, почетный президент Исследовательского института Гетти. 

«Архивы фотографа могут быть огромными, до сотни тысяч негативов, — говорит Пич. — Музеи часто от них отказываются, потому что такие объемы просто негде хранить». Нидерландский музей фотографии собирает, восстанавливает и предъявляет публике фотографическое наследие Голландии. Швейцарский фонд фотографии в Винтертуре выполняет ту же роль в Швейцарии; в его коллекции более 1 млн слайдов и негативов, которые регулярно принимают участие в выставках.
В Германии, где культурная политика является приоритетом для 16 федеральных земель, управление фотографическим наследием до сих пор было в ведении музеев, университетов и государственных архивов. Но музеям часто не хватает ресурсов, многие коллекции попросту негде хранить и экспонировать. Некоторым фотографам не остается ничего другого, как создавать свои, независимые архивы.

Однако Хуберт Лохер, директор Немецкого документального центра истории искусства в Марбурге, не уверен, что Германии нужен центральный фонд фотографии. Учреждение, которое он возглавляет, управляет наследием нескольких фотографов, хотя внимание центра сосредоточено в большей степени на фотографии как части истории искусства, нежели собственно на работах художников. По словам Лохера, в данном случае более уместной оказалась бы сеть фотоинститутов, каждый со своей специализацией и, возможно, работающий при поддержке центрального федерального офиса. Он отмечает, что не всегда легко отделить фотографов-художников от тех, кто работает в журналистике или моде. Например, кадр из военного репортажа может быть представлен на музейной выставке. «И где же эта граница? — спрашивает Лохер. — Когда фотограф становится художником?»

Немецкие музеи, та же Пинакотека современности в Мюнхене, иногда принимают частные фотоархивы, говорит Инка Греве Ингельман, глава отдела фотографии и новых медиаколлекций. В музее хранится наследие Карла Блоссфельдта и Альберта Ренгера-Патча, состоящее из 2,4 тыс. и 3,5 тыс. оригинальных кадров соответственно. Кроме того, два архива содержат около 11 тыс. негативов на стеклянных пластинах, а также многочисленные документы и редкие книги. «Но это два самых важных для культурного наследия Германии фотографа, — подчеркивает Ингельман. — Все уместить нельзя. И вопрос не только в хранении — надо же еще поддерживать интерес к работам с помощью выставок и академических исследований». Даже центральный институт должен быть избирательным в отношении наследия, которое он принимает, предупреждает она. Впрочем, несмотря на опасения, Инка Греве Ингельман приветствует инициативу Грюттерс: «Новое центральное учреждение может сыграть важную роль, подав хороший пример, и привлечь внимание общества к этой проблеме». 

Просмотры: 3069
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
6
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
7
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
8
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
9
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
10
Размежеваться и окрепнуть
Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru