18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отреставрированы шпалеры для навигации по графствам Англии

№77
Материал из газеты

Бодлианская библиотека и National Trust отреставрировали три тканые карты конца XVI века. Дополнительная сложность заключалась в том, что некогда из шпалер вырезали фрагменты для использования в качестве обивочного материала

Хотя в Северном Окс­фордшире и нет деревни под названием Изуэлл, она явственно изображена в виде приятнейшего места с приходской церковью в окружении полей на уникальной карте, которую теперь экспонируют в Бодлианской библиотеке в Оксфорде — вероятно, впервые за последние 400 лет.

Мифическая деревня — лишь одна из загадок, связанных с четырьмя шпалерами из шерсти и шелка в виде огромных географических карт, изображающих центральные графства Англии. Они были вытканы за огромные деньги около 1590 года по заказу богатого землевладельца Ральфа Шелдона. Его собственный дом в Уорвикшире, усеянный множеством печных труб и размером напоминавший небольшой городок, изначально был запечатлен на всех четырех картах, но сохранился лишь на одной из них.

В числе других загадок — вопрос о том, кто и где изготовил эти настенные ковры, а также каким образом вышло, что столь роскошные и редкие предметы не оставили, похоже, следов в истории. Они должны были прославиться, поражая гостей Шелдона своим великолепием во времена, когда мало кто видел географические карты как таковые. Тем не менее исследователям не удалось найти о них ни одного упоминания современников.

Ник Милли, заведующий коллекцией карт Бодлианской библиотеки, точно знает, что деревни под названием Изуэлл не существует, поскольку сам живет в тех местах. Впрочем, на других картах изображена обнесенная рвом ферма Казуэлл, и Милли подозревает, что речь может идти об «опечатке» тюдоровской эпохи. Пока ему не удалось отыскать информацию о том, что происходило с картами в период между смертью Шелдона в начале XVII века и началом XIX века, когда Бодлианская библиотека получила в дар карты Оксфордшира и Вустершира. В 2007 году библиотеке удалось приобрести самую крупную из дошедших до наших дней частей шпалеры с изображением Глостершира. В коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта хранятся еще несколько ее фрагментов, которые Бодлианская библиотека надеется когда-нибудь объединить со своими шпалерами на общей выставке. Карта же Уорвикшира принадлежит совету самого графства.

Повреждения в местах сгибов заставляют предположить, что шпалеры долгое время находились в сложенном виде, считает Вирхиния Льядо-Буисан, возглавляющая в Бодлиане отдел реставрации. А по прямоугольным лакунам видно, какие участки намеренно вырезали, чтобы использовать их в качестве обивочного материала. Так, по имеющимся данным, один кусок Глостершира оказался натянутым на каминный экран. 

За 200 лет Бодлианская библиотека ни разу не экспонировала ни одну из тканых карт, поскольку у нее попросту не было достаточно большой свободной стены. Их достали из запасника только в 2015 году после открытия реконструированного здания Уэстонской библиотеки, благодаря чему появилось место для показа одной карты. Все три шпалеры недавно отреставрировали при участии специалистов из фонда National Trust. Сделанная в Бельгии бережная промывка обнаружила цвета потрясающей красоты, свидетельствующие, по-видимому, о том, что карты никогда не находились долго на солнце. В норфолкских мастерских фонда провели реставрацию ковров, вручную пришив их к новой основе, вернув на места фрагменты, правильное положение которых удалось определить, и восстановив несколько поврежденных топонимов. Кроме того, совместно с Метрополитен-музеем и Национальным музеем Шотландии библиотека провела международное исследование, чтобы установить происхождение использованных при производстве шпалер красителей. Его результаты обещают опубликовать нынешней осенью. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+