The Art Newspaper Russia
Поиск

Отреставрированы шпалеры для навигации по графствам Англии

Бодлианская библиотека и National Trust отреставрировали три тканые карты конца XVI века. Дополнительная сложность заключалась в том, что некогда из шпалер вырезали фрагменты для использования в качестве обивочного материала

Хотя в Северном Окс­фордшире и нет деревни под названием Изуэлл, она явственно изображена в виде приятнейшего места с приходской церковью в окружении полей на уникальной карте, которую теперь экспонируют в Бодлианской библиотеке в Оксфорде — вероятно, впервые за последние 400 лет.

Мифическая деревня — лишь одна из загадок, связанных с четырьмя шпалерами из шерсти и шелка в виде огромных географических карт, изображающих центральные графства Англии. Они были вытканы за огромные деньги около 1590 года по заказу богатого землевладельца Ральфа Шелдона. Его собственный дом в Уорвикшире, усеянный множеством печных труб и размером напоминавший небольшой городок, изначально был запечатлен на всех четырех картах, но сохранился лишь на одной из них.

В числе других загадок — вопрос о том, кто и где изготовил эти настенные ковры, а также каким образом вышло, что столь роскошные и редкие предметы не оставили, похоже, следов в истории. Они должны были прославиться, поражая гостей Шелдона своим великолепием во времена, когда мало кто видел географические карты как таковые. Тем не менее исследователям не удалось найти о них ни одного упоминания современников.

Ник Милли, заведующий коллекцией карт Бодлианской библиотеки, точно знает, что деревни под названием Изуэлл не существует, поскольку сам живет в тех местах. Впрочем, на других картах изображена обнесенная рвом ферма Казуэлл, и Милли подозревает, что речь может идти об «опечатке» тюдоровской эпохи. Пока ему не удалось отыскать информацию о том, что происходило с картами в период между смертью Шелдона в начале XVII века и началом XIX века, когда Бодлианская библиотека получила в дар карты Оксфордшира и Вустершира. В 2007 году библиотеке удалось приобрести самую крупную из дошедших до наших дней частей шпалеры с изображением Глостершира. В коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта хранятся еще несколько ее фрагментов, которые Бодлианская библиотека надеется когда-нибудь объединить со своими шпалерами на общей выставке. Карта же Уорвикшира принадлежит совету самого графства.

Повреждения в местах сгибов заставляют предположить, что шпалеры долгое время находились в сложенном виде, считает Вирхиния Льядо-Буисан, возглавляющая в Бодлиане отдел реставрации. А по прямоугольным лакунам видно, какие участки намеренно вырезали, чтобы использовать их в качестве обивочного материала. Так, по имеющимся данным, один кусок Глостершира оказался натянутым на каминный экран. 

За 200 лет Бодлианская библиотека ни разу не экспонировала ни одну из тканых карт, поскольку у нее попросту не было достаточно большой свободной стены. Их достали из запасника только в 2015 году после открытия реконструированного здания Уэстонской библиотеки, благодаря чему появилось место для показа одной карты. Все три шпалеры недавно отреставрировали при участии специалистов из фонда National Trust. Сделанная в Бельгии бережная промывка обнаружила цвета потрясающей красоты, свидетельствующие, по-видимому, о том, что карты никогда не находились долго на солнце. В норфолкских мастерских фонда провели реставрацию ковров, вручную пришив их к новой основе, вернув на места фрагменты, правильное положение которых удалось определить, и восстановив несколько поврежденных топонимов. Кроме того, совместно с Метрополитен-музеем и Национальным музеем Шотландии библиотека провела международное исследование, чтобы установить происхождение использованных при производстве шпалер красителей. Его результаты обещают опубликовать нынешней осенью. 

Материалы по теме
Просмотры: 1702
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
4
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
5
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
10
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru