18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября

Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов

Удивительно, насколько сильную эмоциональную реакцию зачастую вызывают музейные расширения! Создается ощущение, что от привычного нарратива отказываются ради модного эксперимента. Но кураторы нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА), который 21 октября вновь откроет свои двери после $450-миллионной реконструкции и смены постоянной экспозиции, готовят для посетителей радикально новый опыт восприятия, больше похожий на увлекательное приключение.

Благодаря дорогостоящей реконструкции от Diller, Scofidio + Renfro (авторов культурного пространства — трансформера Shed и парка «Зарядье») и Gensler, музей получил дополнительные 4366 кв. м пространства, где сможет по-новому рассказывать историю модернизма и современного искусства. Основное здание МоМА ныне соединено новым корпусом с недавно достроенным по проекту Жана Нувеля небоскребом; внутренние стены в старом здании убрали, лестницы расширили, а потолки сделали выше, и теперь его галереи плавно перетекают в новые помещения.

Для Энн Темкин, главного куратора живописи и скульптуры МоМА, было очевидно, что никакое расширение не позволит продемонстрировать полноту коллекции модернизма и современного искусства. «Если пространство не позволяет решить проблему, — решила она, — то нужно привлекать временной ресурс». Так родилась идея непрерывной ротации: экспозиция будет обновляться каждые шесть — девять месяцев, в следующий раз это произойдет в мае.

Нынешняя экспозиция представляет собой переосмысление модернистского канона. Полностью изменив подход, кураторы отказались от прежде не вызывавшей сомнений версии истории как череды крупнейших «измов» — от постимпрессионизма через кубизм и сюрреализм до абстрактного экспрессионизма. Теперь в одном пространстве соседствуют произведения, созданные в рамках разных движений на разных континентах. Более того, в музее разрушили привычные границы между живописью и скульптурой, графикой, архитектурой, дизайном и фотографией. В залах соседствуют самые разные виды искусства, а экспозиция охватывает период от конца XIX века до наших дней с включением небольшого количества «путешественников во времени» из других эпох.

Наилучшим образом новую концепцию объясняют в двух первых залах, задуманных как единое целое. В одном из них представлены произведения постимпрессионистов, являющиеся неотъемлемой частью нарратива об истоках модернизма, такие как «Звездная ночь» Винсента ван Гога, «Купальщик» и «Мальчик в красном жилете» Поля Сезанна, которые дополнены неожиданными работами, эффектно оттеняющими знаменитые полотна. Так, смятые глиняные сосуды Джорджа Ора вторят тяжелым складкам «Натюрморта с яблоками» (1895–1898) Сезанна. Загадочный рисунок углем Одилона Редона, изображающий воздушный шар в форме глаза (1882), заставляет внимательнее приглядеться к причудливому гогеновскому «Портрету Мейера де Хана» (1889) с его минималистичными цветами и похожей на луковицу головой в стиле Фрэнсиса Бэкона.

Но прежде вы заглядываете в расположенный рядом зал с экспозицией фотографий и фильмов рубежа XIX–XX веков. «Мне очень нравится идея, что Пикассо и Брак ходили в кино и в результате родился кубизм, — говорит Раджендра Рой, главный куратор отдела кино MoMA, — но киноискусство делало и другие важные вещи, никак не связанные с влиянием на художников». В качестве примера можно привести недавно отреставрированный и никогда ранее не демонстрировавшийся короткометражный фильм киностудии American Mutoscope and Biograph Company, в котором запечатлены вагоны нью-йоркского метрополитена 1905 года. Рой подчеркивает, что этот фильм очень важен для понимания обстоятельств зарождения модернизма: Нью-Йорк, мегаполис, рабочий класс, «миграция, иммиграция, урбанизм, мобильность, скорость». Учитывая, что большинство посетителей приезжают в МоМА на том же самом метрополитене, фильм работает как своеобразная точка входа. Здесь же крутят еще один фильм, несколько десятилетий пролежавший в архивах неназванным и непросмотренным, — «Веселье в пенном клубе» с Бертом Уильямсом в главной роли, комедию из жизни среднего класса, снятую в 1913 году с участием исключительно афроамериканских актеров.

Какие из рассказанных историй найдут отклик у посетителей? Рой представляет себе, как кто-нибудь из юных посетителей говорит друзьям: «Обязательно посмотрите фильм Берта Уильямса во втором зале! И кстати, еще там есть очень крутая картина со странным небом».

Темкин видит в таком кураторском подходе аналогию написания рассказов. Куратор отдела рисунков и печатной графики Сара Судзуки рассматривает его как возможность показать прежде невиданные созвездия. А Рой считает, что самое главное — возможность рассказать правду.

Кураторы готовы к самым разным реакциям. «Конечно, мы надеемся, — говорит Рой, — что до настоящего возмущения дело не дойдет, но, если вас воспитали с представлением о том, что в этом безумном мире музеи остаются островками стабильности, вам, вероятно, будет непросто».

Смириться с изменениями может оказаться по-настоящему трудно. На видео, снятом в июне, когда музей полностью закрывался на четыре месяца, по лицам одного из посетителей и начальника охраны видно, как тяжело им расставаться с «Кувшинками» Моне даже на такой небольшой срок.

В коллекции музея находится около 200 тыс. экспонатов, меньше 2% из которых составляют живопись и скульптура. При этом раньше в залах постоянной экспозиции были представлены практически только они — да и то очень небольшая часть (единовременно всего примерно 400 экспонатов). Фотография же, дизайн и графика долгое время приобретались в коллекцию и экспонировались отдельно, сменяя друг друга.

В МоМА также появилось новое пространство «Мастерская», посвященное перформансу и процессуальному искусству, которое будет перекликаться с экспонатами из окружающих залов, побуждая переосмыслить устоявшиеся критерии истории искусства. Первыми здесь представят иммерсивную звуковую инсталляцию «Тропический лес V (вариант 1)» и перформанс электронной музыки «Лесная речь» Дэвида Тюдора и Composers Inside Electronics. Кроме того, музей приглашает посетителей зайти в новый образовательный центр «Творческая лаборатория», где можно принять участие в обсуждении постоянной экспозиции.

За всеми этими метаморфозами легко упустить из виду, что МоМА был новаторским музеем изначально. Как замечает Судзуки, на самом деле нынешние преобразования — это возвращение к идеям основателя институции Альфреда Барра, который считал, что музей должен быть экспериментальной лабораторией.

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+