The Art Newspaper Russia
Поиск

Великий эксперимент на месте «России»

Парк «Зарядье», созданный в самом центре Москвы по проекту американского архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro, претендует на звание если не лучшего, то по крайней мере сложнейшего урбанистического проекта современности

Во вторые выходные осени, 9–10 сентября, Москва будет отмечать свое 870-летие. В череде мероприятий локального праздника ожидается крупное событие мирового масштаба — открытие парка «Зарядье», который спроектировало бюро Diller Scofidio + Renfro, победитель большого международного архитектурного конкурса.

«По многим параметрам проект абсолютно иного уровня и качества, чем все, что делалось в Москве до сих пор. Мы создали важный прецедент международного общения, показав, что зарубежные архитекторы могут не только предложить концепцию, но и реализовать ее в соответствии с первоначальным проектом. И это с учетом того, что речь идет об участке с насыщенным историческим прошлым, расположенном вблизи Кремля», — сказал TANR главный архитектор Москвы, руководитель авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье» Сергей Кузнецов.

Берег утопии

Этот квартал в 13 га, ставший символом советской и постсоветской утопии из-за массы нереализованных или компромиссных проектов, начал заселяться еще в XII веке. Зарядье со Средних веков и до конца XIX столетия было местом бойкой торговли c крупной пристанью на Москва-реке (символически она вернулась теперь в виде причала для прогулочных теплоходов), а с вынужденным уходом еврейских купцов с Глебовского подворья в 1891 году стало превращаться в трущобы.

Понятно, что покосившиеся домики и лавчонки никоим образом не соответствовали идеалам советского градостроительства, и сформировавшийся с XVII века рисунок улиц и переулков был стерт вместе с ними. По Генплану 1935 года образовавшаяся гигантская площадка отводилась под строительство Наркомата тяжелой промышленности. Тогда лучшие архитекторы, среди них братья Веснины, Борис Иофан и Аркадий Мордвинов, работали над фантастическими проектами, воплощение которых приблизило бы визуальный облик города к декорациям фильма «Метрополис». Однако им не суждено было осуществиться: началась война, после которой здесь решили строить восьмую и самую величественную высотку, выше здания МГУ на Воробьевых горах. Над ней работал архитектор Дмитрий Чечулин, автор ряда крупных проектов, в том числе застройки Триумфальной площади и дома на Котельнической набережной. Со смертью Иоси­фа Сталина строительство свернули, а спустя десять лет на уже возведенном стилобате возникла гостиница «Россия», также спроектированная Чечулиным.

К миллениуму московские власти признали ее морально и физически устаревшей и решили реконструировать, тендер выиграла компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. На месте «России» бизнесмен хотел построить гостинично-офисный комплекс, к созданию которого был привлечен невероятно востребованный тогда у российских девелоперов сэр Норман Фостер. По его предложению треть площадей отводилась под музейный комплекс с Национальным центром культуры и искусств, будущее которого десять лет назад в Москве обсуждали директора всех главных мировых музеев и галерей. Однако проект британского архитектора так и остался на бумаге, а «СТ Девелопмент», пытаясь вернуть потраченные на снос здания 5 млрд руб., погрязла в судебных разбирательствах. В 2011 году заговорили о том, что на месте «России» может появиться парламентский центр или деловой центр с гостиницей. Но еще год спустя президент РФ Владимир Путин при осмотре самого дорогого в мире пустыря ($1,5 млрд, по оценке Forbes) предложил разбить там парк.

Не болото, а заливные луга

Решение такого уровня было поддержано международным конкурсом на ландшафт­но-архитектурную концепцию парка «Зарядье», в жюри которого заседали исполнительный директор Прицкеровской премии Марта Торн и эксперт в области городской социологии, профессор Колумбийского университета Саския Сассен. По значимости столичные власти сравнивали его с конкурсами на проекты мемориального комплекса Ground Zero в Нью-Йорке и культурного района Западный Коулун в Гонконге и напоминали, что за последние полвека в Москве не появилось ни одного парка, а с таким расположением — так и вовсе нигде в мире.

Среди приоритетных задач в конкурсной документации называлось сохранение рельефа с перепадом высот, то есть, по сути, создание системы террас без выдающихся построек из-за расположения рядом с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО — Московским Кремлем и Красной площадью. Из почти сотни концепций лучшей была признана программа американского бюро Diller Scofidio + Renfro, которое специализируется на проектах для образовательных и культурных учреждений. Первым и очень удачным их парком стал Хай-Лайн, разбитый в 10 м над землей на заброшенной железнодорожной линии в Нью-Йорке.

Москву архитекторы повели по линии так называемого природного урбанизма. Они предложили воссоздать в «Зарядье», на их взгляд, типичные для России ландшафтные зоны: тундру, степь, леса и заливные луга. Последние в авторской концепции назывались болотами, что не только звучало не очень хорошо, но и шло вразрез с реалиями: все же полей в стране больше, чем болот. В итоге луга с прудами расположатся на юго-западе парка, ближе к Красной площади будет высажена березовая роща, а вдоль Варварки — северные кустарники и мхи. Сразу за тундрой начнется территория отеля на пересечении Китайгородского проезда и Варварки, которую к открытию «Зарядья» обещают сделать пешеходной. Ландшафтные зоны расположены на террасах, которые спускаются к реке и, как следует из концепции, наслаиваются друг на друга.

В местах смены зон естественное и руко­творное смыкаются, и на стыке образуются павильоны для различных программ «Зарядья». Здания должны быть укрыты зелеными насаждениями и максимально вписываться во вновь созданный ландшафт. Окончательно они растворятся в нем через несколько лет, когда растения приживутся и вырастут на нужную высоту. На этом фоне особенно заметными станут доминанты проекта.

Первая — концертный зал, который курирует руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев (на зал приходится 25,2 тыс. кв. м из 78 тыс. кв. м, отведенных под объекты в целом), его планируют открыть в 2018 году. На уровне крыши он будет соединяться с искусственным ландшафтом так называемой стеклянной корой — прозрачной конструкцией, внутри которой даже зимой будет поддерживаться тепло для посетителей уличного амфитеатра.

Еще один климатический аттракцион — ледяная пещера в зоне тундры с круглогодичной отрицательной температурой, в нее уже завезли 70 т воды для заморозки. Символично, что автором пещеры стал комиссар Антарктической биеннале, художник и моряк Александр Пономарев. Из развлечений здесь обещают тематические выставки и лекции об исторических арктических экспедициях, освоении Антарктики и бар с согревающими напитками.

Вторая доминанта парка — «Парящий мост». Конструкция в форме буквы «V» высотой 13 м начинается в парке и выдается почти на середину реки. Предполагается, что пешеходы будут доходить до крайней точки над водой, фотографировать открыточные виды, разворачиваться и возвращаться в парк, ступая по комфортному деревянному покрытию. Работы в «Зарядье» и устройство моста повлекли за собой реконструкцию Москворецкой набережной (этим объектом и концертным залом занимается ТПО «Резерв» Владимира Плоткина, занявшее в конкурсе на ландшафтную концепцию парка второе место). Набережную и парк соединит подземный переход, где устроят кафе, магазины и археологическую экспозицию.

От археологии к современности

C так и не реализованным проектом Нормана Фостера нынешний роднит присутствие музеев и исторических памятников. Помимо сохранившихся храмов XVII–XIX веков, Старого Английского двора XVI–XVII веков (филиал Музея Москвы) и палат бояр Романовых (филиал Исторического музея), здесь появится археологический музей «Зарядье». Основным экспонатом должен стать фрагмент Китайгородской стены XVI века, его дополнят россыпью сделанных за последние 100 лет, в том числе при строительстве парка, находок: монетами, изразцами, предметами быта.

Музейные выставки будут проходить на минус первом этаже Медиацентра, где уже приступили к монтажу аттракциона со спецэффектами «Полет над Россией» и «Полет над Москвой». В сентябре РОСИЗО откроет здесь выставку «Русская Арктика» с экспонатами из собственной коллекции и из собраний Российского этнографического музея, Музея Арктики и Антарктики, фото и видео из фондов Госархива РФ и Российского географического общества. По словам генерального директора РОСИЗО Сергея Перова, присутствие музейно-выставочного объединения в «Зарядье» — важная задача и возможность обратиться к самой широкой аудитории.

А в Третьяковской галерее рассчитывают, что часть посетителей «Зарядья» станет их новыми зрителями: весной 2018 года в Медиацентре музей представит свой проект «Изображая Россию» (на этот же год запланировано открытие нового корпуса находящейся в пешей доступности Третьяковки). Концептуально он соответствует тематике парка: через полотна и произведения художников нескольких веков, от Федора Алексеева до группы «Синий суп», на выставке будет раскрываться тема многообразия природы и климата страны.

«Мы не рассматриваем площадку в „Зарядье“ как филиал, это для нас одно из пространств, где мы можем показать то, чем владеем, вместе с признанными шедеврами представить произведения, которые редко экспонируются. Подобного рода выставки ставят несколько иные задачи, чем те, что мы делаем в своих собственных музейных залах», — рассказала TANR директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Сейчас итоговая смета парка «Зарядье» оценивается в 22–27 млрд руб., окончательные цифры будут названы уже после выхода номера в печать. Для сравнения, нью-йоркский Хай-Лайн стоил $200 млн, или 12 млрд руб., большая часть от этой суммы — частные пожертвования. «Зарядье» же решили строить на бюджетные средства. Власти объясняют так: инвесторам нужны коммерческие площади, а в этом случае культурно-общественная идея исказится.

Вход на территорию «Зарядья» будет бесплатным и круглосуточным. По предварительным расчетам, одновременно в парке могут находиться 15 тыс. человек, а за год его посетят до 12 млн человек.

Просмотры: 56635
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
6
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
7
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
8
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
9
Граффити-художник JR и архитектор Лиз Диллер попали в список самых влиятельных людей года Time
В числе политиков, ученых и кинозвезд оказалось несколько представителей арт-сообщества.
20 апреля 2018
10
«Генеральная репетиция» фонда V-A-C начинается в ММОМА
Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства (ММОМА) открывают грандиозную выставку-пьесу современного искусства, экспозиция и состав произведений в которой будут постоянно меняться на протяжении пяти месяцев.
25 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru