18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль «Насими» объединил разные искусства и страны

В Баку прошел второй фестиваль «Насими — поэзия, искусство, духовность», организованный Фондом Гейдара Алиева

Фестиваль, который проходит в Баку уже второй раз, получил имя азербайджанского поэта и мыслителя XIV–XV веков Имадеддина Насими. Но не только потому, что в 2019 году Азербайджан отмечает 650 лет со дня его рождения. Наследие Насими обширно, касается самых разных проблем и кажется очень современным благодаря гуманистическому взгляду автора. В основном это любовно-философская лирика. Именно к Насими апеллируют организаторы фестиваля (его проводит Фонд Гейдара Алиева при поддержке Министерства культуры Азербайджана), отменив для фестиваля любые жанровые рамки — в него включены выставки, спектакли, концерты, литературные дискуссии. Рамки национальности или религии также отсутствуют — за четыре дня на фестивале побывали представители десятков стран мира. Главное — приблизить зрителя к пониманию собственного «я» и постижению духовности.

Значительная часть показанных на фестивале произведений искусства была создана специально для него современными художниками, которым было предложено вдохновляться поэзией Насими и его философией. Для Насими определяющими были идеи религиозно-философского течения хуруфизм, ветви суфизма, в котором создатель мыслится единым со своим творением, а духовное и материальное неразделимы. Знаменитая строка Насими «Я крупица, я светило» стала эпиграфом фестиваля.

К идеям Насими обращаются инсталляции выставки «Тайны премудрости» во дворце Ширваншахов в Старом городе Баку. Его средневековые залы, спрятанные за толстыми стенами, тесные комнатки и узкие коридоры в прошлом служили местом для ритуалов древних мистиков, стремящихся к аскезе, — изоляция заставляла тело искать свою душу. На ту же тему размышляют и современные художники из Азербайджана и Ирана. Согбенные молящиеся фигуры Сайоры Муин пустые внутри — им еще предстоит наполниться духом, а светящиеся неоном арабские буквы Самира Рамазанова отсылают к хуруфизму, в котором как звук приобретает форму буквы, так и тело получает законченность, обретая дух. К визуальным инсталляциям был добавлен саунд-арт — по-иному трудно назвать выступление ансамбля Horizonte (Германия), который в мавзолее Ширваншахов XV века представил произведение современного композитора Сальваторе Шаррино, построенное на сочетании тревожаще громких или едва слышных звуков и тишины.

Организаторы фестиваля стремились привлечь к участию как можно больше молодых, работающих в различных техниках художников из разных стран. В рамках фестиваля в Азербайджанском национальном музее ковра (его удивительное здание в виде свернутого рулона построено австрийским архитектором Францем Янсом) открылась выставка эскизов для ковров на темы поэзии Насими. В ней приняли участие художники из Азербайджана, Ирана, Италии и России, которые показали самые разные взгляды на наследие поэта — от традиционного, связанного с восточными коврами и рукописями, до авангардного, превращающего будущий ковер в агитационный плакат.

Тот же широчайший спектр стилей и приемов показал проект «Музыка в камне». В его рамках скульпторы из восьми стран получили в свое распоряжение по блоку местного песчаника, который с древнейших времен используется в архитектуре Баку (из него построена знаменитая Девичья башня XII века, им облицованы бакинские здания рубежа XIX–ХХ веков, заставляющие вспомнить парижский бульвар Османа). Музыка (звук) была воплощена в камне во всем разнообразии форм: от буквального памятника музыкальной ноте до эзотерического уха, прислушивающегося к застывшему каменному ветру (Сыхуа Циань, Китай), или мистической «бороды пророка», изрекающей истину (Алексей Врублевский, Белоруссия).

Важно отметить, что фестиваль вышел за рамки столицы Азербайджана. В историко-этнографическом заповеднике в Гала на Апшеронском полуострове, где люди жили начиная с III–II тысячелетия до н.э. (дополнительной нереальности пейзажу с жилищами и захоронениями бронзового века придают действующие нефтяные вышки с насосами-«качалками» на горизонте), проходит выставка «От отходов — к искусству». Участвующие в ней художники пользовались для создания работ только вторсырьем (проект уже несколько лет поддерживает компания, занимающаяся в Баку переработкой мусора). А в городе Шамахы (Шемаха), древней столице Азербайджана, открыт памятник Насими скульптора Решада Аликберова.

Фестиваль включал концерты — Таллинского хора мальчиков и афганского Zohra Orchestra, спектакли инклюзивного коллектива Candoco Dance Company и Национального театра провинции Аньхой из Китая. Завершился фестиваль открытием большой выставки художника Ахмета Гюнештекина (Турция) в Культурном центре Гейдара Алиева — фантастическом здании, построенном Захой Хадид, которое является ярким символом современного Баку.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+