The Art Newspaper Russia
Поиск

Московская биеннале ищет ориентиры

Новости предстоящей Московской биеннале современного искусства: впечатляющий проект Дмитрия Чернякова с первыми именами из Альбертины и финансовый скандал с Юлией Музыкантской

Основной проект 8-й Московской биеннале современного искусства «Ориентирование на местности» покажут в Новой Третьяковке на Крымском Валу с 31 октября по 22 января, в ее параллельную программу войдут 36 проектов. Венская Альбертина, о сотрудничестве с которой в подготовке основного проекта организаторы Московской биеннале сообщали ранее, предоставит для него произведения 11 художников из 32, заявленных к участию.

«Наш главный партнер — это один из ведущих мировых музеев, Альбертина, и мы рады, что это партнерство позволило привезти в Москву, в Россию знаковые работы ведущих мировых художников. Не могу сказать, что это половина, но это серьезная часть экспозиции (всего будет представлено более 50 произведений. — TANR)», — рассказала на пресс-конференции в ТАСС президент Московской биеннале Юлия Музыкантская. 

Очевидно, речь идет о работах Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола, Алекса Каца, Вали Экспорт и Марии Лассниг, которые, по замыслу куратора основного проекта, всемирно признанного театрального режиссера Дмитрия Чернякова, вступят в диалог с произведениями современных российских художников, среди которых Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков. Известно, что пара таких диалогов выстроится между Виталием Пушницким и Алексом Кацем, а также Георгом Базелицем и Андреем Кузькиным. Развернется действо при поддержке ЦУМа в Новой Третьяковке на Крымском Валу, в стилизованном под город выставочном пространстве, со своими площадями, улицами и переулками, которые с помощью произведений искусства наполнятся разными мизансценами. 

«Архитектор Сергей Чобан и его команда придумали невероятную вещь, это будет очень необычное представление: в пространстве будет специальная навигация между объектами, которые мы называем „дома“, „юрты“, „бунгало“ — закрытые архитектурные формы, треугольные, квадратные, внутри которых происходит совершенно иная, чем на „улице“, жизнь. А есть экспозиция, которая располагается „на улице“, это как бы „Белый город“», — рассказал Дмитрий Черняков, для которого, по собственному признанию, работа над основным проектом биеннале стала своеобразным возвращением в Россию. «Я предложил назвать основной проект „Ориентирование на местности“, — сказал Дмитрий Черняков, — и это гораздо шире, чем прикладной спортивный термин. Это попытка найти дислокацию человека в пространстве, когда очень сложно привязаться к точкам отсчета». 

Однако закончилась пресс-конференция скандально. Шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова обратила внимание коллег на то, что художники — участники предыдущей биеннале обвиняют Юлию Музыкантскую в финансовой нечистоплотности и неэтичном поведении, и потребовала от нее ответа. Действительно, 6 июня на сайте международной организации Biennale Foundation было опубликовано открытое письмо, в котором художники делились своим печальным опытом участия в 7-й Московской биеннале (невыплаты гонораров, необходимость монтировать работы ночью без еды и питья и выслушивать угрозы). И зал, и спикеры ждали такого вопроса: некоторые телеграм-каналы накануне распространили перевод письма, так что аудитория была уже хорошо разогрета. «На момент появления письма оплаты всем художникам были завершены. Платежи документально подтверждены, и данные будут опубликованы», — пожалуй, это главное, что заключал ответ Юлии Музыкантской. Так как объяснение, что «художник должен принимать участие в монтаже работы лично как единственный знающий замысел, а есть и пить в музейных залах запрещено», проходит по разряду демагогии и говорит лишь о неумелой организации процесса. 

Вопрос обозревателя нашей газеты Ольги Кабановой к директору Третьяковской галереи, бывшей площадкой основного проекта предыдущей, 7-й Московской биеннале, Зельфире Трегуловой, не считает ли она, что подобные истории могут повредить репутации Третьяковки, также не получил исчерпывающего ответа. «Я узнала об этой истории сегодня рано утром, — сказала Зельфира Трегулова. — Мне ответили, что оплаты были. Мы еще посмотрим существующие документы. А что касается репутации, выставка 7-й Московской биеннале стала в 2017 году самым посещаемым проектом, посвященным современному искусству, в Третьяковской галерее». С последним трудно спорить — однако надо заметить, что произошло это именно благодаря репутации площадки.

Остается заметить, что попытки всех спикеров перевести ответы на неудобные вопросы в русло «я все уточню и отвечу вам позже и индивидуально» вряд ли добавляют прозрачности финансовому статусу биеннале и уважения — ее организаторам. 

Материалы по теме
Просмотры: 4716
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
7
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
8
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
9
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
10
Ярмарке non/fiction переезд пошел на пользу
Впервые в своей истории ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction меняет локацию. Площадка в Гостином Дворе позволяет занять больше пространства и создать новые форматы, не забывая прежних.
05 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru