18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Арт Москва» под угрозой

Организаторы ярмарки сомневаются в ее целесообразности.

До сих пор о судьбе 18-й ярмарки «Арт Москва», назначенной на 17–21 сентября, нельзя сообщить ничего определенного. «Арт Москва» должна быть. Но вот будет ли она, мы пока сказать не можем», — такую уклончивую формулировку для описания ситуации вокруг старейшей московской ярмарки современного искусства нашел Василий Бычков, генеральный директор компании «Экспо-парк Выставочные проекты», организатора «Арт Москвы». По его словам, причин для неопределенности несколько; и если жалоба на общее состояние рынка современного искусства в России в устах гендиректора «Экспо-парка» есть дело обычное (за все время лишь в 2007 и 2008 годах ярмарка приносила организаторам прибыль), то сейчас к чисто коммерческим факторам прибавились внешне- и даже внутриполитические. Санкции, налагаемые Западом, как опасаются в «Экспо-парке», могут ударить и по московской ярмарке, где половина участников — из-за рубежа. «У нас полсотни заявок на участие: из Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Италии, Мексики, Польши, Румынии, США и Канады», — перечисляет Бычков; галереи оттуда могут отказаться от участия в любой момент, что в значительной степени обессмыслит всю затею. Опасения не напрасны: так, среди участников ярмарки Сhristmas Time (9–12 сентября) трое иностранных, кто, полностью оплатив свое участие, сейчас требует деньги обратно — именно по политическим мотивам. Первые случаи подобного бойкота были отмечены в конце мая на «Арх Москве»; кроме «Арт Москвы» и Christmas Time, из мероприятий «Экспо-парка» сильнее прочих может пострадать ярмарка интеллектуальной литературы Non-fiction, где одной из тем в этом году должна была стать Германия.

Другая неприятность, теперь уже внутриполитического свойства, способная повлиять на будущее «Арт Москвы», ярко обозначилась в июне на Международной книжной ярмарке, когда из программы были исключены два спектакля: один за щедрое использование нецензурной лексики, другой из-за возможных претензий к скрытой гейпропаганде среди несовершеннолетних. Организаторы тогда сами поспешили убрать сомнительные мероприятия из программы, хоть и очевидно было, что без указаний негласной, но влиятельной «внешней экспертизы» тут не обошлось, и деятельность такого рода экспертов, похоже, на ярмарках «Экспо-парка» становится нормой. «Могу сказать, что на прошлой «Арт Москве» производилась келейная экспертиза выставляемого на стендах материала — не скажу, кем именно, но приходили люди», — говорит Бычков. По косвенным данным, речь о Синодальном отделе РПЦ МП по взаимоотношениям Церкви и общества. Взятые по отдельности, эти факторы (ну, разве что кроме бойкота), может, и стоило бы счесть ничтожными, но сумма их оказывается весьма внушительной.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+