The Art Newspaper Russia
Поиск

Акселя Краузе исключили из выставки за ультраправые взгляды

Лейпцигскую ежегодную выставку в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии»

Художник Аксель Краузе в социальной сети высказался против иммигрантской политики канцлера Германии Ангелы Меркель, своим выступлением он расколол общество на два лагеря. Одни считают, что ультраправые взгляды недопустимы в демократической стране, другие уверены, что свобода слова — неотъемлемая часть демократии, поэтому невозможно наказывать художника неучастием в выставке, если он критикует правительство и прямо говорит о своих политических предпочтениях.

Для Лейпцигской ежегодной выставки год выдался непростой. Настолько, что ее даже в какой-то момент хотели отменить из-за скандала по поводу сначала включения, а затем исключения художника Акселя Краузе, который симпатизирует крайне правой партии «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD). В конечном итоге выставка открылась, но на шесть дней позже запланированного срока и без Краузе.

Отлученный от выставки художник попал в заголовки газет в прошлом году, когда галерея Kleindienst, его представитель в Лейпциге, объявила, что прекращает сотрудничество с ним из-за политических взглядов Краузе. У себя в Facebook художник написал, что является противником политики канцлера Ангелы Меркель в отношении беженцев, и назвал приток мигрантов в Германию «нелегальной массовой иммиграцией», а партию AfD охарактеризовал как «долгожданный корректив в нездоровом политическом ландшафте». На это владелец Kleindienst Кристиан Зейде заявил, что больше не хочет предоставлять Краузе свои залы. «Я не государственное учреждение, — сказал галерист местным СМИ. — У меня нет мандата, который требует от меня представления всего, что существует в обществе». 

Краузе был одним из 37 авторов, чьи работы предполагалось включить в Лейпцигскую ежегодную выставку, которая на этот раз проходит на бывшей хлопкопрядильной фабрике, превращенной в арт-комплекс с галереями, выставочными площадками и десятками мастерских художников. Организованное художественными и общественными институциями мероприятие проводится ежегодно вот уже 26 лет.

Краузе, родившийся в городе Галле в Восточной Германии в 1958 году, ассоциируется с новой лейпцигской школой живописи, известной фигуративными произведениями, часто с сюрреалистическими элементами. Его вещи продаются на аукционах Sotheby’s. Тридцатого мая он опубликовал в Facebook пост, где заявил, что как художник-«вырожденец» и «возмутитель общественного спокойствия» будет представлен на выставке 2019 года двумя «беззубыми, аполитичными» работами.

На следующий день менеджеры Лейпцигской ежегодной выставки, на которых надавила ассоциация организаторов, объявили, что исключают его из числа участников. Но за пять дней до открытия выставки ее саму собрались отменить, опасаясь скандала вокруг Краузе, который мог бы омрачить торжественную часть и отвлечь внимание от других художников.
Выставка все же открылась, но уже без «беззубых» картин Краузе. Организаторы сообщили, что их решение исключить его было вызвано постом, в котором он назвался «дегенеративным» художником, таким образом косвенно сравнивая себя с авторами, запрещенными нацистами. «Мы не видим причин для пересмотра этого решения», — заявили они.

Однако скандал, вызванный тем, что исключение Краузе — это попытка подавить свободу творчества, продолжает разгораться. Ева-Мария Штанге, министр культуры Саксонии и член Социал-демократической партии, считает ситуацию, сложившуюся вокруг художника, в корне неправильной. «Недопустимо порицать и социально изолировать людей из-за их политической позиции, — заявила она в интервью лейпцигской газете Leipziger Volkszeitung. — „Альтернатива для Германии“ является демократически избранной в парламент партией. Я полностью понимаю, что взгляды Краузе не разделяют и его исключили по веским причинам, но мы живем в условиях демократии, так что мы вынуждены мириться с различными политическими позициями». 

Просмотры: 1645
Популярные материалы
1
Современное искусство на Sotheby’s: политики много не бывает
Лондонские аукционы определяют зону актуального: и искусства, которое они продают, и социально-политических проблем, вызывающих к жизни такое искусство. О последних торгах Sotheby’s рассказывает Ильдар Галеев.
07 октября 2019
2
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
3
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
6
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
7
Выставка «Дали и Магритт. Две иконы сюрреализма в диалоге» пройдет в Брюсселе
В Королевские музеи изящных искусств привезут более 80 произведений из 40 мировых собраний.
07 октября 2019
8
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
9
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
10
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru