The Art Newspaper Russia
Поиск

Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер установили инсталляцию у ворот Освенцима

Цель выставки — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду

Инсталляция у ворот бывшего концентрационного лагеря в Освенциме посвящена выжившим в ужасах Второй мировой войны и тому, как вера поддерживала их в невыносимых условиях нацистской «фабрики смерти». Ежегодно более 2 млн посетителей Освенцима узнают о надзирателях лагеря, совершавших страшные зверства, и их многочисленных жертвах. Голос же оставшихся в живых слышен все реже и реже. Цель выставки «Через объектив веры. Освенцим», открывшейся 1 июля около главных ворот лагеря смерти, — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду.

Инсталляция под открытым небом спроектирована Даниелем Либескиндом, одним из лидеров современной архитектуры, автором трех еврейских музеев (в Берлине, Копенгагене и Сан-Франциско). Она составлена из 21 стелы с большими цветными портретами выживших в Освенциме. Под портретами, сделанными фотографом Кэрил Энгландер, — выдержки из интервью, в которых герои проекта вспоминают пережитое и то, как им помогла выжить вера. «Освенцим рассказывает о том, что делали с евреями, — мы же говорим об ответной реакции, о чувствах самих жертв. Это смена парадигмы», — объясняет Анри Люстигер-Талер, главный куратор Мемориального музея «Амуд Эш» в Бруклине, автор и инициатор выставки, организованной совместно с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, которая продлится до конца 2020 года.

Концепция выставки выросла из работы Люстигера-Талера. Он вел программу, направленную на включение историй о подпольной жизни евреев в Освенциме в экскурсии гидов. «Думаю, что существует большая предвзятость в отношении религиозного комментария в качестве темы научного исследования», — говорит куратор. Вопреки предположению, что многие евреи после всех злодеяний утратили веру в Бога, исследователь обнаружил, что в лагере сохранялись ежедневные религиозные обряды. В новой инсталляции он акцентирует внимание прежде всего на вопросах о том, как заключенные тайно совершали утренние молитвы, отмечали еврейские праздники и обращались за советами к раввинам.

«Оглядываясь назад, я, верующий человек, спрашиваю себя сегодня: как я пережил это? Я решил, что мой конфликт не с Богом, а с человеком... Вера — единственное, что нам оставалось», — рассказывает Ирвинг Рот, попавший в Освенцим в 14 лет.

Энгландер, председатель совета Международного центра фотографии в Нью-Йорке, член совета по приобретению фотографий для Музея Гуггенхайма, решила нарушить традицию мрачных портретов и сняла выживших в концлагере в цвете и в домашней обстановке. «Они чувствуют, что выжили не просто так, — говорит фотограф, выросшая в семье ортодоксальных евреев. — Несколько человек признались, что не рассказывали свои истории после того, как их освободили. Когда другие спрашивают, почему же они не потеряли веру, они считают, что их осуждают или стыдят». Кэрил и ее муж, миллиардер Исраель Энгландер, известны и как благотворители, пожертвовавшие миллионы еврейским организациям. 

Интервью и фотосессии проходили в Германии, Израиле, Канаде, Польше и США, в проекте приняли участие 18 выживших евреев, 1 цыган и 2 польских католика в возрасте от 80 до 102 лет. Их истории будут собраны в книге, которую издательство Phaidon Press должно выпустить в сентябре этого года. 

«Мы живем в эпоху, когда переживших нацизм становится все меньше, а антисемитизма все больше», — говорит Люстигер-Талер. После долгих переговоров с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, противником любых инсталляций на этой священной земле, куратору удалось получить разрешение на показ работы Либескинда перед входом в бывший концлагерь, теперь музей. Расположенная под углом 45 градусов к главной дороге, инсталляция стоит на траве и указывает по направлению к лесу. «Эти люди выжили, — говорит Люстигер-Талер. — Речь идет о жизни в тени мира смерти». 

Просмотры: 1824
Популярные материалы
1
Каких средств и усилий стоит продлить выставку
Музеи России планируют скоро открыться после карантина, и многие с теми же выставками, с которыми закрылись. Кураторы рассказали нам о проблемах продления проектов, человеческом факторе и вопросах финансов.
02 июня 2020
2
Трудное детство
В День защиты детей вспомним, что не всё с детьми просто — и в жизни, и в живописи. Дети не только ангелы, но и драчуны, лгуны и проказники.
01 июня 2020
3
Марина Лошак: «Для нас важно, чтобы посетители чувствовали себя свободными, а не арестантами»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала, как музей готовится к открытию для публики после коронавирусного карантина. Ожидается, что это произойдет 10 июля.
03 июня 2020
4
Христо умер, не увидев своей последней работы
Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам».
01 июня 2020
5
Лувр — Абу-Даби заговорил нечеловеческим голосом, но по-русски
Российский диджей Нина Кравиц озвучила робота-экскурсовода в новом проекте Лувра — Абу-Даби «Мы не одиноки». Научно-фантастический видеофильм о будущем с участием мировых знаменитостей можно увидеть на сайте музея.
01 июня 2020
6
Полотно Айвазовского стало самым дорогим лотом, проданным Sotheby’s онлайн
Аукционный дом Sotheby’s провел онлайн-торги русским искусством, лидером которых стало полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив», приобретенное за £2,3 млн.
04 июня 2020
7
Директор Галереи Уффици предложил передать религиозное искусство из музеев в церкви
Поскольку множество итальянских церквей находится в ведении государственного Фонда религиозных зданий, юридическое оформление такой передачи будет простым: работы просто переведут из одного государственного ведомства в другое.
04 июня 2020
8
Павлу Никонову — 90!
Третьяковка 27 сентября откроет выставку «Никоновы. Три художника». По случаю юбилея Павла Никонова мы поговорили с его учениками и узнали о любимой фразе мастера и о том, что значит «подложить под себя динамит».
03 июня 2020
9
«Подсолнухи» ван Гога из-за карантина не вернутся в Лондон почти год
Лондонцам придется ждать возвращения 60 шедевров Национальной галереи еще дольше, чем планировалось.
02 июня 2020
10
Французские музеи поделились планами поэтапного открытия в июне и июле
Лувр собирается открыться 6 июля с соблюдением норм социального дистанцирования и с доступом к ограниченному выставочному пространству.
03 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru