The Art Newspaper Russia
Поиск

Изданы фрагменты биографии Тинторетто

Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел

Содержательную биографию Якопо Робусти, прозванного Тинторетто, написать затруднительно. Знаменитые историки искусства Джорджо Вазари и Карло Ридольфи сообщают, по сути, лишь пару анекдотов: про изгнание начинающего художника из мастерской Тициана и про не очень честную, зато эффектную победу на конкурсе в скуола Сан-Рокко. Жан-Поль Сартр восхитился картинами Тинторетто еще в 1933 году, когда впервые попал в Венецию, задумал монографию о нем в 1950‑х, работал над ней на протяжении двух десятилетий, но так и не написал, опубликовав лишь два фрагмента — в 1957-м и 1966-м.

Сартр предпочитал венецианскую школу флорентийской, и Тинторетто казался ему воплощением духа и плоти венецианской живописи. Дело в том, что Якопо Робусти вышел на художественную сцену в критический момент. В начале XVI века угасают венецианские, или муранские, династии Беллини и Виварини. После едва ли не революционного явления Антонелло да Мессина Венеция начинает импортировать художников с континента, их список велик. А вот Тинторетто родился в 1518 году в самом сердце Венеции — в переулках Риальто. Отцом его был местный зажиточный ремесленник, но в те времена и живопись была более ремеслом — «церемонной техникой, запутанным корпусом ритуалов», освященных цеховой традицией. И сам Тинторетто со временем превращает свое искусство в семейный бизнес. 

Сартр убежден в том, что смысл творчества Тинторетто — «надменность коренного жителя прекраснейшего из городов». Тинторетто никогда не искал покровительства знатных и влиятельных меценатов, оставаясь «дельцом от изящных искусств». Он любил работать для коллективных заказчиков — братств, скуол, приходов, потому что на их конкурсах решения принимались демократичным способом — большинством голосов. Тинторетто соглашался на всякие заказы в надежде преобразить своим талантом какой угодно замысел. Крупным его козырем была скорость исполнения: он тратил на законченное полотно столько же времени, сколько другим требовалось на самые приблизительные эскизы. Уроженец Венеции, он отлично ориентировался в хитросплетениях ее законов, правил, нравов и обычаев — не гнушался подкупа, лоббирования и готов был на щедрые подарки, понимая, что это, по Екклесиасту, есть «хлеб, отпущенный по водам».

Несмотря на преобладание религиозных сюжетов, Тинторетто кажется Сартру воплощением секулярной мысли. Родившиеся в конце XV века Тициан, Рафаэль, Джорджоне могли «договориться» с небесами: «В Италии XVI века в сердцах художников еще пылает вера, борющаяся с атеизмом глаза и руки». А внутри Тинторетто — «головокружительная пустота, Искусство без Бога — искусство жуткое, зловещее, сумрачное, мрачный ледяной ветер, пронизывающий изъеденное дырами сердце». Этот художник напоминает Сартру кинорежиссера, который кладет в основу сценария традиционный сюжет и тайком насыщает его собственными «маниями». Подлинный Тинторетто откроется только в Венеции и только тому внимательному, кто пройдет лабиринтом переулков в темные церкви: «Полотна застилает какой-то мутный туман или выхватывает урывками случайный свет; потерпите, пока привыкнут глаза, и вы увидите в сумерках розу, в полумраке — гения».

По мысли Сартра, Тинторетто — отчаянный и угрожающий художник, а еще он художник пророческий, и, каковы бы ни были сюжеты его картин, настоящее место действия — всегда Венеция, почти ветхозаветный Тир. 

Просмотры: 7449
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Новый «крестовый поход» на культуру? Деятели культуры пожаловались президенту
Возрождение Росохранкультуры, проблемы реставрации и сокращение бюджета обсудил президент РФ на заседании Совета по культуре и искусству.
29 октября 2020
10
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru