18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Страсть Екатерины II к Британии подтверждает выставка в Царском Селе

№76
Материал из газеты

Урожденная саксонская княжна была настоящей англоманкой, хотя в Англии ни разу не бывала

Выставка приурочена к 290-летию со дня рождения Екатерины II, не жалевшей на любимую резиденцию ни времени, ни денег. Поскольку урожденная саксонская княжна была настоящей англоманкой, хотя в Туманном Альбионе ни разу не бывала, показаны английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого сервиза с зеленой лягушкой, что хранится в Государственном Эрмитаже. Виды английских городов и поместий — Стоу, Кью, Чизика, Ричмонда, Уилтона, Холл-Барна — дополнены изображением Китайского павильона в Царском Селе. Его исполнил гравер и живописец Павел Учителев, работавший в Москве у князя Матвея Гагарина. Императрица сделала ему предложение, от которого было невозможно отказаться: «Пожалуйте, попросите князя Гагарина, чтобы он отпустил сего художника для снятия у меня в Царском Селе некоторых видов. Сим он сделает мне приятное. Пребываю всегда вам благосклонная Екатерина». В 1792 году Екатерина II, подтверждая правильность своего выбора, распорядилась «пожаловать живописцу Учителеву 500 рублей».

Сервиз с зеленой лягушкой был создан в 1774 году британским керамистом Джозайей Веджвудом, изобразившим 1222 английских пейзажа на 944 предметах. Автор называл сервиз «Русским». Поскольку он предназначался для Чесменского путевого дворца, построенного между Петербургом и Царским Селом, то в России получил имя «Чесменский сервиз». Только в начале ХХ века стало использоваться современное название.

Для фанатов исторической достоверности показаны еще и предметы обстановки по проектам знаменитого шотландского архитектора Чарльза Камерона для комнат Екатерины II и ее сына, великого князя Павла Петровича, а также детская двухместная коляска (Лондон, последняя четверть XVIII века). Уменьшенный в размерах фаэтон, модный в ту пору открытый экипаж, принадлежал внукам Екатерины. Детские повозки, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были очень популярны при европейских дворах.  

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Английский вкус императрицы
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+