The Art Newspaper Russia
Поиск

Собак ножами режете? Да, это биоарт

Фото: Ревитал Коэн

Фото: Ревитал Коэн

Эволюция от кутюр. Искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2. Теория / Под ред. Д. Булатова. Калининград: Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 2013.

Куратор Балтийского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов дважды получал премию «Инновация». Первый раз — за кураторский проект, показанный в 2009 году в рамках 3-й Московской биеннале (совместно с Олегом Бляблясом). Второй раз он получил «Инновацию» за 2013 год, на этот раз в качестве редактора-составителя фундаментального и очень весомого сборника, завершающего титанические усилия организованной Булатовым группы энтузиастов по собиранию, классификации и анализу новейшего явления в искусстве — биоарта и сопряженных с ним явлений.

Сборник издан на двух языках, и он в самом деле соответствует понятию «инновация» — усилия интернациональной команды, в которую собрались, кажется, почти все, кто мог сколько-нибудь ясно обсудить этот новый и ускользающий от определения жанр. При этом заявленные в оглавлении темы более соответствуют рубрикам книжного магазина, специализирующегося на фантастике. Искусственный разум. Искусственная жизнь. Биопротезы. Наноархитектура. Биороботы. Экзобиология. Киборги и кадавры. При этом все без исключения тексты сборника написаны достойно-тяжеловесным языком академической науки со строгими выводами и точно выверенной системой ссылок. Авторы — сотрудники крупных институций, кураторы, солидные ученые разных специализаций: философы, социологи и, конечно же, биологи. На этом фоне никак не выделяется и манифест классика биоарта, несгибаемого Стеларка, специализирующегося на модификациях собственного тела (он, например, выращивает на руке дополнительное ухо, намереваясь в будущем присоединить его напрямую к Интернету).

Конечно, рассуждения о высоких технологиях, биополитике и прочих высоких материях постоянно сбиваются
на апокалиптические видения. Мы все уже давно почти что киборги. Потому что наши тела уже модифицированы: все сделали прививки. Почти каждый гуманоид обвешан разного рода гаджетами, вступая с оными в отношения симбиотические. А чего стоит один только этот Интернет со всеми этими чатами и фейсбуками — это уж полный и окончательный конец света!

При этом весьма респектабельны и тексты, включенные в раздел, озаглавленный Пост-Содом и Пост-Гоморра. Конечно, выводы там получаются весьма устрашающими: речь идет о новой власти, которая работает на создание «монструозных по своей сути расширений, которые невидимым образом перекраивают биологические основы тела и связанные с ним формы сознания». К счастью, примеры из художественной практики, которые приводит автор процитированного текста итальянский философ и социолог Лучиана Паризи, выглядят вполне невинно. Вот, например, мечты Джона М. Йохансена о доме, который будет расти, подобно живому растению, приспосабливаясь к изменениям окружающей среды. Cообщается, что этот необычайно красивый проект будет осуществлен в 2200 году. Пока что реализуется только дневник художника-провидца.

Увы, этот впечатляющий пример выглядит весьма одиноко. Большинство текстов посвящено самым общим проблемам и предельно глобальным проектам. А вот описаний конкретных работ до обидного мало, притом что иллюстрировано издание прекрасно. И любопытному читателю придется «загуглить» сочетание «Brandon Ballengee. DFA 23. Kharon» (Брендон Балленже), для того чтобы узнать, что такого делал с лягушками этот художник, чтобы получить «фото лабораторно очищенного образца тихоокеанской лягушки,подвергшейся природным генетическим изменениям». Некоторые проявления биоарта, о которых можно получить информацию в данном издании, выглядят довольно скромно. Марта де Менезес, например, выращивает бабочек с асимметричным рисунком крыльев. Некоторые проекты потрясают воображение, как, например, построенная на точном научном расчете Профессиональная клоака бельгийца Вима Дельвуа, в которую дважды в день закладывается пища, а на выходе получаются искусственные человеческие фекалии самого высшего качества.

Увы, все самое интересное можно было прочесть в первом томе, вышедшем в 2009 году и представлявшем собой тщательно откомментированную антологию биоарта и смежных с ним направлений, снабженную отлично составленным DVD. Издание это в настоящий момент практически недоступно, поэтому сейчас придется наслаждаться самыми разнообразными размышле-ниями о постбиологии, теме весьма актуальной, что подчеркивается названием, в котором содержится словосочетание «от-кутюр». Прежде чем приступать к погружению в теорию, следует внимательно прочесть текст Роберта Митчела, посвященный специфике функционирования биоарта в системе институций современного искусства. Главная проблема в том, что объекты этого жанра чаще всего представляют собой растянутый во времени перформанс, который можно визуализировать только на специально обработанном видео. Митчел также намекает на экономический и социальный базис расцвета жанра. Конечно, художники чаще всего понимают в современных достижениях науки ничуть не больше простых граждан. А ученый народ, который всегда готов помочь людям творческим и поделиться с ними своими фондами, имеет в виду какие-то свои цели. Например, скрыть под маркой художественного проекта некие свои разработки, которые могут общество сильно испугать. В результате, если публика обсуждала только сумасшедших ученых, которые в пробирках выводят жутких монстров, то теперь ее более занимают художники, которые выращивают из лягушачьих клеток бифштексы, а потом предлагают съесть их на вернисаже.

И тут следует последний проект русского авангарда — Летатлин, который так и не взлетел вследствие ужасного несовершенства человеческой природы. Владимир Татлин, наш великий мечтатель, точно знал, что все будет исправлено в коммунистическом обществе. Этот проект был отложен в долгий ящик. А теперь, может быть, помогут новейшие нанотехнологии?

Просмотры: 2847
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru