18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Клавдия Семеновна не выставлялась

В Медиацентре парка «Зарядье» проходит выставка творчества избранных пенсионеров — дело в принципе хорошее, но даже в ее названии есть неприятный эйджизм

«Выставка Клавдии Семеновны», открытая в «Зарядье», событием художественным не стала. На ней собраны работы профессионалов и любителей, отобранных по возрастному признаку. Есть вещи хорошие (среди участников немало художников), есть приятные. Но рядом с ними достаточно банальных и беспомощных. И кураторство нескольких известных московских художников мало чем помогло большинству экспонентов — что можно успеть сделать за четыре занятия в рамках программы «Московское долголетие» с группой в двенадцать человек? Разве что имена-отчества подопечных выучить. Но это и не обязательно.

«Клавдия Семеновна — это собирательный образ участников „Московского долголетия“», — пишут в пояснении к выставке ее организаторы. То есть всех московских людей, перешедших известные возрастные границы, устроители называют «Клавдией Семеновной». Так больничные санитарки ко всем немолодым женщинам обращаются «бабушка», но и они делают различие по полу подопечных.

На самом деле ни одной бесфамильной Клавдии Семеновны среди участников выставки нет, а есть Альфред Ефимович Затуринский, Светлана Борисовна Павлова, Ольга Васильевна Огаркова, Эльза Дмитриевна Линюк и другие счастливые люди, достаточно здоровые и энергичные, чтобы писать акварели и маслом, фотографировать и делать декоративные объекты.

Славно, что «13 тысяч москвичей старшего возраста регулярно посещают занятия «Московского долголетия» по направлениям «Рисование» и «Художественно-прикладное творчество», как сообщается на сайте парка. Не страшно, что выставка, конечно, показуха, как без нее. Пусть повезло только нескольким десяткам из этих 13 тысяч поработать вместе с современными художниками, получить новый опыт и новые впечатления, публично выставить свои работы и повстречаться на вернисаже с Никасом Сафроновым. Пряников сладких все равно не хватит на всех. И денег, потраченных на выставку, не жаль, их к пенсиям не добавишь.

Но есть вопросы. При чем здесь анекдотическая «Клавдия Семеновна», пресловутая «бабушка у подъезда»? Разве художники, опытные и начинающие, — не ее антиподы? Почему выставку надо представлять вот таким малоудачным образом: «В процессе подготовки было использовано 353 баночки с краской, 160 кистей, 91 холст, 82 палитры, 65 мягких игрушек, 2 манекена, 2400 строительных скоб, 11 молотков и 50 листов наждачной бумаги». Скобы понадобились участникам группы Петра Быстрова, занятым «скобогравюрой». Мягкие игрушки — инструмент подопечных Ростана Тавасиева. Холсты предназначались для живописцев, ими руководил Константин Тотибадзе. Ну и без наждачной бумаги, понятно, не обойтись.

Эйджизм — дискриминация по возрасту — проявляется не только в нежелании брать немолодых людей на работу, но и в делении людей по возрасту, в обобщении «пенсионеры» без различия не только личностей, но даже пола.

И почему, кстати, в устроенном в рамках выставки массовом сеансе расписывания керамических тарелочек (курировал Миша Most) не могли участвовать дети, юноши и девушки? Возрастная дискриминация молодых или возрастная резервация для старших?  

«Выставка Клавдии Семеновны». Выставочный зал Медиацентра парка «Зарядье». До 9 сентября. Вход свободный.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+