The Art Newspaper Russia
Поиск

Тенета полистилистики, или Что мы должны знать о Комаре и Меламиде, кроме соц-арта

На фоне недавней выставки в Московском музее современного искусства вышла монография о знаменитом дуэте

Это пятая книга в затеянной два года назад культурным фондом Breus Foundation серии «Новые классики», посвященной знаковым фигурам, столпам современного русского искусства. Уже вышли монографии об Эрике Булатове, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском. Выбор имен тут определен и самой историей, и интересом издателя — коллекционера и мецената Шалвы Бреуса, который особенно неравнодушен к соц-арту, при всей нынешней расплывчатости этого термина. Истоки направления, захватившего самые широкие художественные массы, как раз связаны с творчеством Виталия Комара и Александра Меламида, придумавших и само слово, и, главное, способ обращения с советской визуальной продукцией. Очевидно, выпуск книги подгадали к их недавней ретроспективе в Московском музее современного искусства, первой в России, где Breus Foundation выступил соорганизатором, предоставив на нее множество работ из коллекции Шалвы Бреуса.

Автор книги «Комар и Меламид: сокрушители канонов» Кирилл Светляков, экс-руководитель отдела новейших течений в Третьяковке, известен как куратор больших выставок — таких как «Гиперреализм», «Метагеография», «Оттепель» — и как один из авторов постоянной экспозиции новейшего искусства в Новой Третьяковке. В книге он подчеркивает, что имел счастье общаться с художниками напрямую, ссылается на разговоры с ними. Это, несомненно, придает убедительности повествованию, особенно в первых двух главах, где автор подробно рассказывает о раннем творчестве будущих участников дуэта, уточняет датировки ключевых произведений из серии «Соц-арт» (1972) — первой, выполненной в соавторстве, продлившемся до 2008 года, когда художники насмерть рассорились. Особое внимание уделено утраченному произведению «Рай» 1972 года — первой в русском искусстве инсталляции, или «комнате-картине», как ее называли сами художники. Автор книги считает серию «Соц-арт», скорее, эпизодом, пусть и очень важным, в их творчестве, «постмодернистским концептуальным проектом, игрой в новое направление», хотя не отрицает очевидное: позднее многие подхватили эту игру с языком советской пропаганды. Соц-арт стал одним из ведущих направлений неподцензурного искусства и «торговой маркой» самих Комара и Меламида.

Что касается постмодернизма, то Светляков вспоминает предшествующий ему термин, который употреблялся в 1970-е годы в московских прогрессивных творческих кругах, — «полистилистика», то есть смешение в одной работе разнородных эстетик. И показывает, что это смешение — один из главных методов Комара и Меламида, от картины «Встреча Белля и Солженицына на даче у Ростроповича» того же 1972 года до серии «Анархический синтетизм» 1986–1987 годов. В главе «Съедение „Правды“: от картины к перформансу» знаменитые «кухонные» акции Комара и Меламида рассматриваются в одном ряду с Бульдозерной выставкой, участие в которой также считалось своего рода перформансом.

Кирилл Светляков подчеркивает новаторство своих героев во многих вещах: первая инсталляция, первое исполнение работ от лица вымышленных персонажей (Зяблов и Бучумов из серии «Легенды»), первые подступы к медиаарту (серия «Терр-арт», когда художники рассылали телеграммы главам государств, беря на себя ответственность за стихийные бедствия). Даже их соавторство, работа в дуэте, подается в книге как новшество: «Комар и Меламид понимали искусство как способ коммуникации», они «поставили под сомнение не только культ гения и шедевра, но институт авторства в целом». В результате книга успешно ломает канон, по которому Комар и Меламид воспринимаются только как «отцы соц-арта», ставя их искусство в гораздо более широкий контекст.

Автор отчасти сам стал заложником «полистилистики»: вполне добротный и внятный текст порой удивляет неожиданными жаргонизмами — то из политической сферы («властные элиты»), то из технической («авторизация» в смысле «авторства»), то из философской («машины желания»). Последнее можно списать на издержки компактности и жанра «для широкого читателя» — в таком издании понятно желание минимизировать количество ссылок на источники, достаточно, что упомянуты Ролан Барт, Борис Гройс и Чарльз Дженкс. А вот что кажется действительно досадным, так это огромное количество опечаток, которые будут мешать еще многим поколениям студентов, которые наверняка будут штудировать Комара и Меламида по хрестоматийному, «светляковскому», изданию.  

Материалы по теме
Просмотры: 1774
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
3
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
4
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
5
Тереза Иароччи Мавика назначена комиссаром павильона России в Венеции в 2020–2021 годах
Предыдущий комиссар Семен Михайловский досрочно покидает свой пост.
11 ноября 2019
6
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
7
Жизнь и приключения рыцаря советского андерграунда в Музее AZ
Музей AZ показывает выставку неизвестного Зверева из шведской коллекции Димитрия Апазидиса.
07 ноября 2019
8
Афродиту Хвощинского отреставрировали
Пушкинский музей завершил реставрацию знаменитой античной скульптуры.
07 ноября 2019
9
Метрополитен-музей объявил тему Met Gala 2020
На выставке «О времени: мода и длительность» выстроят черно-белые параллели между одеждой прошлого и современными костюмами, а перед ее открытием состоится традиционный Met Gala с участием мировых звезд
08 ноября 2019
10
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru