18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анализ сенсационных кикладских находок собрали в многотомник

№75
Материал из газеты

Главной целью экспедиций в рамках проекта «Кембридж — Керос» 2006–2008 годов было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого крайне успешного проекта

Керос, самый крупный остров из группы Малые Киклады в восточной части архипелага Киклады, находится между островами Наксос и Аморгос. Гораздо более каменистый, чем другие, почти не имеющий пахотной земли, он сегодня необитаем. Однако именно здесь были найдены первые, ставшие широко известными мраморные фигурки раннекикладского периода (3300–2000 до н.э.): женская голова в натуральную величину, а также арфист и флейтист, играющий на двойной флейте.

Впрочем, остров не привлекал к себе особого внимания вплоть до 1963 года, когда на антикварном рынке стали появляться предметы предположительно тамошнего происхождения. Вскоре в местности Кавос в западной части Кероса обнаружились разбросанные фрагменты раннекикладской керамики и мраморные предметы, включая фигурки, — все указывало на мародерство. На островке Даскалио, всего в 90 м от Кероса, были найдены остатки древнего поселения. В то время считалось, что предметы из Кавоса были связаны с захоронениями, как и большинство похожих раннекикладских изделий из мрамора. Однако в ходе раскопок разграбленной территории и других исследований на Керосе не обнаружилось могил, где мог бы храниться столь богатый материал.

Главной целью экспедиций 2006–2008 годов в рамках проекта «Кембридж — Керос» под руководством Колина Ренфрю и Майкла Бойда было более тщательное исследование острова Даскалио и района Кавоса. Теперь в четырех объемных томах представлены результаты этого проекта — крайне успешного. В частности, отсюда можно почерпнуть ряд новых сведений о поселении на Даскалио, самом крупном в районе. Это место отмечено многочисленными особенностями, включая уникальную архитектуру, в которой широко использовался мрамор, привозимый с Наксоса (что было чрезвычайно трудным делом до появления парусных судов). Хотя большинство найденных предметов представляет собой обычную домашнюю утварь, похоже, что и она почти полностью завозилась извне; имеются, правда, свидетельства, что на острове практиковалась обработка меди и свинца. 

В эпоху ранней бронзы островок Даскалио был соединен с Керосом дамбой. Открытие и раскопки похожего на разграбленное, но, к счастью, нетронутого хранилища по соседству оказались решающими в переосмыслении роли этих хранилищ, едва ли не революционном для нашего понимания раннего бронзового века на Кикладах и вообще в Эгейском мире.

Эта территория над берегом названа «святилищем», местом ритуального хранения. Здесь разворачивалась финальная стадия сложной цепи ритуалов, в ходе которой фрагменты фигурок, сосудов и других предметов, разбитых или поврежденных, причем привезенных сюда либо с других Кикладских островов, либо из материковой части Греции, либо, не исключено, из Анатолии, в сопровождении некой церемонии помещались на землю или в неглубокие ямы. На Керосе преобладают мраморные фигурки со сложенными руками, чаши, глиняные соусники и кувшины с коническим горлом; эти предметы настолько отличаются от известных аналогов, что полностью меняют наши представления о вещах подобного типа. В частности, доминирующее число фигурок со сложенными руками подчеркивает их ритуальное значение в кикладской культуре вне погребальной сферы.

Возможное вовлечение многочисленных сообществ в этот таинственный ритуал привело Ренфрю к выводу о существовании своего рода «конфедерации Кероса», что было одним из реальных выражений «интернационального духа», который исследователь называет характерным для периода процветания Киклад. Подобная интерпретация имеет под собой веские основания, хотя Ренфрю признает, что многие тайны остаются пока нераскрытыми.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+