18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки

Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами

В «Свободном полете» совместилось все, что плохо совместимо: три выставки с разным и активным дизайном, кино и живопись, картины и постановочные визуальные эффекты. Связаны эти выставки, показанные за последние три года в разных местах, волей куратора Полины Лобачевской и фантазией художника-постановщика Геннадия Синева. Лобачевская увлечена поиском пар для художников-нонконформистов (примем это не лучшее, но устоявшееся определение для героев советского неофициального искусства), чтобы каждая выставка музея была, как она сама пишет в каталоге, «культурологической и мультимедийной». Синев, не просто так именуемый по театральному художником-постановщиком, а не дизайнером или архитектором выставки, предпочитает не «умирать» в экспонентах, а продемонстрировать собственное многогранное творчество. От ассоциаций куратора и активности художника-постановщика в залах камерного Музея AZ часто бывает тесно. Хотя актуализация коллекции нонконформистов, собранной основательницей музея Наталией Опалевой, дело хорошее, но не всегда нуждающееся в осовременивании компьютерной графикой, мультипликацией и видео. Однако таков стиль этого музея — избыточно эффектный. У него немало поклонников, но некоторые предпочитают выставки интеллектуально и визуально ясные.

«Свободный полет» в Западном крыле Новой Третьяковки — так теперь называется бывшее здание ЦДХ — можно считать триумфом AZ. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами. На втором этаже сняты все перегородки, и освободившиеся многочисленные квадратные метры приняли три большие выставки как одно визуальное шоу, высококачественный суператтракцион. Он начинается с ударно оформленной входной зоны и продолжается в трех сложносочиненных экспозициях.

Центральная посвящена фильму Андрея Тарковского «Андрей Рублев» и живописи Дмитрия Плавинского. Огромные транспаранты с портретами героев фильма привлекают внимание как баннеры, рекламирующие шедевр мирового кинематографа. На нескольких экранах отлично отреставрированные кадры транслируются по сюжетам. На полу световые комментарии. Герметичные, самодостаточные, медитативные картины Плавинского с нервным до истеричности черно-белым фильмом ни визуально, ни эмоционально не перекликаются, но это и не важно, главное — общее ошеломляющее впечатление.

Тоньше сделана вторая экспозиция, объединяющая артистичные коллажи Петра Беленка, где фигура человека помещена в красочный вихрь, фотографии, сделанные Викторией Ивлевой на Чернобыльской АЭС через четыре года после катастрофы, и кадры из «Сталкера» Тарковского. Соединение довольно надуманное, Беленок говорит, прямо кричит, об экзистенциальном одиночестве и страхе, Ивлева — о реальной катастрофе, а Тарковский философствует. Но только на этой выставке трилогии главным героем становится художник. И опять же она впечатляет.

Финальный и самый визуально мощный проект — «Новый полет на Солярис». Если первые две выставки до Третьяковки были показаны в Москве, то эту видели только во Флоренции и Милане. Она выстроена как космический корабль из фильма Тарковского, в «иллюминаторы» которого вставлены активно подсвеченные картины Анатолия Зверева, Лидии Мастерковой, Владимира Немухина, Владимира Янкилевского. Органичней всего в «неземном» выставочном пространстве смотрятся футуристические фигуры Франциско Инфанте и яркие люди-пузыри Олега Целкова, печально — смиренные персонажи Владимира Яковлева. Но все подлинники затмевает монтаж их видеокопий. Ну а в финале — к бабке не ходи — фрагменты «Охотников на снегу» великого Брейгеля, цитируемого Тарковским в «Солярисе». И опять картины — не главное. Но опять же это не важно.

«Полет на Солярис» — выставка-блокбастер. Ждать от нее тонких интерпретаций, открытия новых смыслов, погружения в мир художников — все равно что требовать психологизма от «Звездных войн» или экранизации философских отступлений от сериала «Война и мир». Блокбастер — это захватывающее зрителя впечатление, внешние эффекты, новые технологии. В таком выставочном жанре у нас никто не работает. Кроме Музея AZ, а он справляется с ним отлично, качественно. И если в родных стенах визуальным аттракционам было тесно, то на просторах Западного крыла Новой Третьяковки они смотрятся великолепно.

И надо сказать еще, что руководство Третьяковской галереи выбрало идеальный вариант дебютной выставки в недавно обретенной половине здания. Сразу видно, как эффективно можно его использовать для больших проектов.

Западное крыло Новой Третьяковки
«Свободный полет»
До 22 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+