The Art Newspaper Russia
Поиск

Аукционные дома стремятся на первичный рынок

© CHristie‘s images ltD, 2014

© CHristie‘s images ltD, 2014

Дилеры-ренегаты им в том подмогают. Куда экономнее переманивать противников, чем вести необъявленную войну, решили в Christie’s и Sotheby’s.

Аукционные дома, организуя выставки-продажи, все чаще прибегают к помощи традиционных соперников — независимых арт-дилеров. Совместные проекты — пример новой политики аукционных домов, стремящихся стать этакими супермаркетами искусства на любой вкус. Пока гиганты вроде Sotheby’s и Christie’s продолжают вытеснять с рынка частные галереи. Аукционные дома благодаря такой стратегии пытаются ослабить нарастающее противостояние своей экспансии на первичный рынок, исторически принадлежавший арт-дилерам. Особое негодование последних вызывает тот факт, что их заклятые враги завладевают не только бизнесом, но порой и помещениями, где теперь устраивают выставки и все прочее, чем прежде занималась традиционная галерея. Однако в стане дилеров появились перебежчики, соблазнившиеся репутацией международных брендов и их масштабами на рынке искусства. Так, лондонское отделение Sotheby’s проводит в своей галерее S|2 показ, посвященный творчеству Бэнкси (по 25 июля), организованный Стивом Лазаридесом, официально представлявшим творчество загадочного художника вплоть до 2009 года. По другую сторону Атлантики Sotheby’s привлекал любитлей драгоценностей: совместно с лондонской галеристкой Луизой Гиннесс нью-йоркская S|2 весь май демонстрировала ювелирные изделия по эскизам художников Аниша Капура, Клода Лаланна и жены Фернандо Ботеро скульптора Софии Вари. А осенью прошлого года в рамках выставки в S|2, посвященной дуэту Les Lalanne, с Sotheby’s сотрудничали нью-йоркский дилер Поль Касмин и коллекционер Майкл Шво. Не отстает и главный конкурент: в принадлежащей Christie’s лондонской галерее Mayfair проходит выставка Польке/Рихтер Рихтер/ Польке (до 7 июля), курируемая Дарреном Ликом, экспертом Christie’s, и Кенни Шахтером, управляющим лондонской галереей Rove.

И Лик и Шахтер рассказывают, что согласились на совместный проект с аукционным домом в качестве эксперимента. «Мы пока прощупываем почву; это только третья по счету такая выставка [в Mayfair Christie’s]», — говорит Лик. «Получился своего рода гибрид — галерея под управлением аукционного дома», — резюмирует Шахтер и шутит: «Теперь подумываем над проектами галерейно-музейными». Условия подобных договоров не раскрываются, но понятно, что они обсуждаются в каждом конкретном случае отдельно и варьируются от стандартного кураторского гонорара до процента с продаж. Обеим сторонам такие союзы выгодны. Шахтер, например, может всецело посвятить себя творческой стороне дела, в то время как аукционный дом занимается организационными и формальными вопросами: «У Christie’s есть связи и хорошие юристы по проблемам авторских прав, это экономит мне массу времени». Есть и другие плюсы. Дилеры, которые чаще всего имеют в своем распоряжении одно-единственное выставочное пространство, объединив усилия с аукционным домом, получают доступ к его галереям и площадкам по всему миру, а также к обширной клиентской базе. Аукционный дом, надо полагать, внакладе тоже не остается. Доля частных продаж (в том числе через аффилированные галереи) быстро растет: в прошлом году объем частных продаж Christie’s вырос на 18%, до $1,2 млрд (в то время как выручка за торги — на 12%, до $5,9 млрд); у Sotheby’s эти цифры, соответственно, 30%, но те же $1,2 млрд (и 15%, $5,1 млрд). Напомним, Mayfair не первая попытка Christie’s выйти на первичный рынок, до этого была не увен чавшаяся успехом история с Haunch of Venison: легендарная галерея закрылась вскоре после того, как перешла в собственность аукционного дома, и теперь ее бывшие помещения по-прежнему используются Christie’s для проведения выставок и показов. К сотрудничеству, как видим, привлекаются известные, проверенные специалисты. Тем не менее многие галеристы остаются при своем мнении относительно такого сотрудничества и его выгод. Хавьер Перес из берлинской Peres Projects заметил: «Ко мне неоднократно обращались с подобным предложением. Но в галерее у меня искусство из первых рук. Делать выставку в аукционном доме — не мой стиль».

Пас Паскали при участии Мелани Герлис

Просмотры: 2595
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
7
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
8
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru