The Art Newspaper Russia
Поиск

Аукционные дома стремятся на первичный рынок

© CHristie‘s images ltD, 2014

© CHristie‘s images ltD, 2014

Дилеры-ренегаты им в том подмогают. Куда экономнее переманивать противников, чем вести необъявленную войну, решили в Christie’s и Sotheby’s.

Аукционные дома, организуя выставки-продажи, все чаще прибегают к помощи традиционных соперников — независимых арт-дилеров. Совместные проекты — пример новой политики аукционных домов, стремящихся стать этакими супермаркетами искусства на любой вкус. Пока гиганты вроде Sotheby’s и Christie’s продолжают вытеснять с рынка частные галереи. Аукционные дома благодаря такой стратегии пытаются ослабить нарастающее противостояние своей экспансии на первичный рынок, исторически принадлежавший арт-дилерам. Особое негодование последних вызывает тот факт, что их заклятые враги завладевают не только бизнесом, но порой и помещениями, где теперь устраивают выставки и все прочее, чем прежде занималась традиционная галерея. Однако в стане дилеров появились перебежчики, соблазнившиеся репутацией международных брендов и их масштабами на рынке искусства. Так, лондонское отделение Sotheby’s проводит в своей галерее S|2 показ, посвященный творчеству Бэнкси (по 25 июля), организованный Стивом Лазаридесом, официально представлявшим творчество загадочного художника вплоть до 2009 года. По другую сторону Атлантики Sotheby’s привлекал любитлей драгоценностей: совместно с лондонской галеристкой Луизой Гиннесс нью-йоркская S|2 весь май демонстрировала ювелирные изделия по эскизам художников Аниша Капура, Клода Лаланна и жены Фернандо Ботеро скульптора Софии Вари. А осенью прошлого года в рамках выставки в S|2, посвященной дуэту Les Lalanne, с Sotheby’s сотрудничали нью-йоркский дилер Поль Касмин и коллекционер Майкл Шво. Не отстает и главный конкурент: в принадлежащей Christie’s лондонской галерее Mayfair проходит выставка Польке/Рихтер Рихтер/ Польке (до 7 июля), курируемая Дарреном Ликом, экспертом Christie’s, и Кенни Шахтером, управляющим лондонской галереей Rove.

И Лик и Шахтер рассказывают, что согласились на совместный проект с аукционным домом в качестве эксперимента. «Мы пока прощупываем почву; это только третья по счету такая выставка [в Mayfair Christie’s]», — говорит Лик. «Получился своего рода гибрид — галерея под управлением аукционного дома», — резюмирует Шахтер и шутит: «Теперь подумываем над проектами галерейно-музейными». Условия подобных договоров не раскрываются, но понятно, что они обсуждаются в каждом конкретном случае отдельно и варьируются от стандартного кураторского гонорара до процента с продаж. Обеим сторонам такие союзы выгодны. Шахтер, например, может всецело посвятить себя творческой стороне дела, в то время как аукционный дом занимается организационными и формальными вопросами: «У Christie’s есть связи и хорошие юристы по проблемам авторских прав, это экономит мне массу времени». Есть и другие плюсы. Дилеры, которые чаще всего имеют в своем распоряжении одно-единственное выставочное пространство, объединив усилия с аукционным домом, получают доступ к его галереям и площадкам по всему миру, а также к обширной клиентской базе. Аукционный дом, надо полагать, внакладе тоже не остается. Доля частных продаж (в том числе через аффилированные галереи) быстро растет: в прошлом году объем частных продаж Christie’s вырос на 18%, до $1,2 млрд (в то время как выручка за торги — на 12%, до $5,9 млрд); у Sotheby’s эти цифры, соответственно, 30%, но те же $1,2 млрд (и 15%, $5,1 млрд). Напомним, Mayfair не первая попытка Christie’s выйти на первичный рынок, до этого была не увен чавшаяся успехом история с Haunch of Venison: легендарная галерея закрылась вскоре после того, как перешла в собственность аукционного дома, и теперь ее бывшие помещения по-прежнему используются Christie’s для проведения выставок и показов. К сотрудничеству, как видим, привлекаются известные, проверенные специалисты. Тем не менее многие галеристы остаются при своем мнении относительно такого сотрудничества и его выгод. Хавьер Перес из берлинской Peres Projects заметил: «Ко мне неоднократно обращались с подобным предложением. Но в галерее у меня искусство из первых рук. Делать выставку в аукционном доме — не мой стиль».

Пас Паскали при участии Мелани Герлис

Просмотры: 2437
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
6
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
7
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
8
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
9
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
10
Александр Меламид: «Самое важное для меня, что я научил рисовать слонов»
Художник Александр Меламид, участник знаменитого дуэта Комар — Меламид, изобретшего целый ироничный стиль в русском искусстве — соц-арт, поговорил с нами о гениальности, актуальности, парадоксах и выставке в Московском музее современного искусства.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru