The Art Newspaper Russia
Поиск

В соревновании павильонов победил поющий пляж

В Венецианской биеннале участвуют 90 стран, и в конкуренции за зрителя выигрывают самые необычные зрелища

В условиях жесткой конкуренции за внимание публики, впрочем типичной для Венеции, мировой чемпионки по количеству стран-участниц, выигрывают те, кто предлагает эффектное зрелище, что-то необычное и странное. По традиции больше всего шансов быть замеченными у «старых» павильонов, построенных в прошлом веке в парке Джардини. Их 29, и некоторые здания созданы великими архитекторами — Йозефом Хоффманом, Алваром Аалто, Герритом Ритвельдом, наш павильон Алексея Щусева в их числе. Остальные размещаются в необъятных пространствах Арсенале, а те, кому и там не хватило места, снимают палаццо по всему городу (их поиск — один из любимых квестов на биеннале).

 

Интрига Венецианской биеннале часто разворачивается в «магическом треугольнике» Джардини, где расположены павильоны Франции, Германии, Великобритании, неоднократно получавшие «Золотого льва» — главную награду, вручаемую международным жюри в день открытия выставки. И в этот раз тут был явный фаворит. Очереди стояли в павильон Франции, чтобы увидеть поэтичную инсталляцию Лор Пруво «Глубокое синее море окружает тебя» о путешествии молодых людей в поисках себя и о текучести современного мира.

Толпились зрители и у единственного павильона не страны, а города — самой Венеции. Арт-группа Plastique Fantastique сделала потрясающий аттракцион «Размытая Венеция», посвященный лагуне. Попав в длинную трубу, зрители двигаются в ней как бы по воде, через полупрозрачные стенки видя размытые силуэты других посетителей и брикол — деревянных свай, которые в Венеции используют для навигации и швартовки лодок. Своеобразный аттракцион предложил и Израиль. Тут художница Айа Бен Рон соорудила «Полевой госпиталь Х» — больницу, где искусством лечат социальные болезни. Амбициозно выглядит павильон Австралии, его для проекта Анжелики Мессити «Ассамблея» перестроили под амфитеатр, напоминающий зал парламента, который показывается в трехканальной видеоинсталляции. Усаживаясь на бархатные сиденья, зритель становится персонажем воображаемой политической сессии, но из-под клавиш показанной на экранах стенографической машинки «Микела» появляются не постановления и законы, а стихи и музыка. Роман Станьчак в павильоне Польши выставил буквально вывернутый наизнанку настоящий самолет, где обшивка оказалась внутри салона, а снаружи — бесконечные торчащие проводки и приборы. Это жуткое зрелище под названием «Полет» символизирует, по мысли автора, современное развитие его родной страны. Он считает несправедливым, что, по статистике, только 1% населения владеет частными самолетами (именно такой джет и стал жертвой инсталляции).

Павильон России привлекает внимание громким именем Эрмитажа, под эгидой которого организована выставка «Лк 15:11–32» с участием кинорежиссера Александра Сокурова и художника Александра Шишкина-Хокусая. Она посвящена картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта из коллекции музея. Зрителям предлагается побывать в ателье художника со скульптурными фигурами героев картины, а после этого очутиться в подобии балагана с движущимися по стенам картинами — фанерными ремейками эрмитажных шедевров фламандской школы.

В павильоне Бельгии сделали ставку на старинное искусство движущихся кукол-автоматонов. Одни по традиции изображают представителей разных профессий: музыкант, сапожник, точильщик и тому подобное. В параллельном мире, за железной решеткой, томятся психопаты, поэты, изгои и прочие фигуры, олицетворяющие страсти и страхи. Эта впечатляющая аллегория «Собачий мир» Йоса де Грюйтера и Харальда Тиса, отсылающая к одноименному итальянскому документальному фильму 1962 года о шокирующих странностях человеческого поведения, получила специальное упоминание жюри.

У новичков биеннале тоже есть фора зрительского внимания — в этот раз таким любимцем стал павильон Ганы, впервые участвующей в венецианском смотре. Декорации разработал признанный архитектор Дэвид Аджайе. Помимо захватывающего видео, тут показывают очередной шедевр ганской звезды Эль Анацуи — величественный занавес из блестящих пробок от бутылок и прочего мусора, удивительно напоминающий мозаики собора Сан-Марко на закате. Интересные павильоны представили такие мощные в производстве искусства державы, как Китай и Индия, но выбор жюри пал на небольшую прибалтийскую страну.

Победителем в интернациональном соревновании стала Литва, чей павильон запрятан в одном из портовых ангаров. Творческий коллектив в составе режиссера Ругиле Барзджюкайте, драматурга Вайвы Грайните и композитора Лины Лапелите очаровал и публику и жюри оперой — перформансом для 13 голосов «Солнце и море» («Марина»). Зрители наблюдают за действием сверху, с круговой галереи, и видят дикий песчаный пляж, где на полотенцах загорают обычные люди, бегают дети, шумит прибой, кричат чайки, бьется на ветру пластиковый пакет. Все эти звуки вплетаются в музыкальную партитуру, отдельные голоса ведут свои партии, потом они соединятся в хоры. «Песни повседневности, песни тревоги и скуки, песни практически ни о чем. И за всем этим — медленный скрип Земли, ее дыхание» — так описывают происходящее сами авторы. Жюри оценило «экспериментальный дух и изобретательность» павильона, а также его «критику безделья» и сочувствие жителям Венеции. Живых артистов здесь можно увидеть только по субботам. Но есть и хорошая новость: любой может зарегистрироваться и прилечь на песок позагорать в лучшем павильоне Венецианской биеннале.

Материалы по теме
Просмотры: 1523
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
7
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
8
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru