The Art Newspaper Russia
Поиск

В соревновании павильонов победил поющий пляж

В Венецианской биеннале участвуют 90 стран, и в конкуренции за зрителя выигрывают самые необычные зрелища

В условиях жесткой конкуренции за внимание публики, впрочем типичной для Венеции, мировой чемпионки по количеству стран-участниц, выигрывают те, кто предлагает эффектное зрелище, что-то необычное и странное. По традиции больше всего шансов быть замеченными у «старых» павильонов, построенных в прошлом веке в парке Джардини. Их 29, и некоторые здания созданы великими архитекторами — Йозефом Хоффманом, Алваром Аалто, Герритом Ритвельдом, наш павильон Алексея Щусева в их числе. Остальные размещаются в необъятных пространствах Арсенале, а те, кому и там не хватило места, снимают палаццо по всему городу (их поиск — один из любимых квестов на биеннале).

 

Интрига Венецианской биеннале часто разворачивается в «магическом треугольнике» Джардини, где расположены павильоны Франции, Германии, Великобритании, неоднократно получавшие «Золотого льва» — главную награду, вручаемую международным жюри в день открытия выставки. И в этот раз тут был явный фаворит. Очереди стояли в павильон Франции, чтобы увидеть поэтичную инсталляцию Лор Пруво «Глубокое синее море окружает тебя» о путешествии молодых людей в поисках себя и о текучести современного мира.

Толпились зрители и у единственного павильона не страны, а города — самой Венеции. Арт-группа Plastique Fantastique сделала потрясающий аттракцион «Размытая Венеция», посвященный лагуне. Попав в длинную трубу, зрители двигаются в ней как бы по воде, через полупрозрачные стенки видя размытые силуэты других посетителей и брикол — деревянных свай, которые в Венеции используют для навигации и швартовки лодок. Своеобразный аттракцион предложил и Израиль. Тут художница Айа Бен Рон соорудила «Полевой госпиталь Х» — больницу, где искусством лечат социальные болезни. Амбициозно выглядит павильон Австралии, его для проекта Анжелики Мессити «Ассамблея» перестроили под амфитеатр, напоминающий зал парламента, который показывается в трехканальной видеоинсталляции. Усаживаясь на бархатные сиденья, зритель становится персонажем воображаемой политической сессии, но из-под клавиш показанной на экранах стенографической машинки «Микела» появляются не постановления и законы, а стихи и музыка. Роман Станьчак в павильоне Польши выставил буквально вывернутый наизнанку настоящий самолет, где обшивка оказалась внутри салона, а снаружи — бесконечные торчащие проводки и приборы. Это жуткое зрелище под названием «Полет» символизирует, по мысли автора, современное развитие его родной страны. Он считает несправедливым, что, по статистике, только 1% населения владеет частными самолетами (именно такой джет и стал жертвой инсталляции).

Павильон России привлекает внимание громким именем Эрмитажа, под эгидой которого организована выставка «Лк 15:11–32» с участием кинорежиссера Александра Сокурова и художника Александра Шишкина-Хокусая. Она посвящена картине «Возвращение блудного сына» Рембрандта из коллекции музея. Зрителям предлагается побывать в ателье художника со скульптурными фигурами героев картины, а после этого очутиться в подобии балагана с движущимися по стенам картинами — фанерными ремейками эрмитажных шедевров фламандской школы.

В павильоне Бельгии сделали ставку на старинное искусство движущихся кукол-автоматонов. Одни по традиции изображают представителей разных профессий: музыкант, сапожник, точильщик и тому подобное. В параллельном мире, за железной решеткой, томятся психопаты, поэты, изгои и прочие фигуры, олицетворяющие страсти и страхи. Эта впечатляющая аллегория «Собачий мир» Йоса де Грюйтера и Харальда Тиса, отсылающая к одноименному итальянскому документальному фильму 1962 года о шокирующих странностях человеческого поведения, получила специальное упоминание жюри.

У новичков биеннале тоже есть фора зрительского внимания — в этот раз таким любимцем стал павильон Ганы, впервые участвующей в венецианском смотре. Декорации разработал признанный архитектор Дэвид Аджайе. Помимо захватывающего видео, тут показывают очередной шедевр ганской звезды Эль Анацуи — величественный занавес из блестящих пробок от бутылок и прочего мусора, удивительно напоминающий мозаики собора Сан-Марко на закате. Интересные павильоны представили такие мощные в производстве искусства державы, как Китай и Индия, но выбор жюри пал на небольшую прибалтийскую страну.

Победителем в интернациональном соревновании стала Литва, чей павильон запрятан в одном из портовых ангаров. Творческий коллектив в составе режиссера Ругиле Барзджюкайте, драматурга Вайвы Грайните и композитора Лины Лапелите очаровал и публику и жюри оперой — перформансом для 13 голосов «Солнце и море» («Марина»). Зрители наблюдают за действием сверху, с круговой галереи, и видят дикий песчаный пляж, где на полотенцах загорают обычные люди, бегают дети, шумит прибой, кричат чайки, бьется на ветру пластиковый пакет. Все эти звуки вплетаются в музыкальную партитуру, отдельные голоса ведут свои партии, потом они соединятся в хоры. «Песни повседневности, песни тревоги и скуки, песни практически ни о чем. И за всем этим — медленный скрип Земли, ее дыхание» — так описывают происходящее сами авторы. Жюри оценило «экспериментальный дух и изобретательность» павильона, а также его «критику безделья» и сочувствие жителям Венеции. Живых артистов здесь можно увидеть только по субботам. Но есть и хорошая новость: любой может зарегистрироваться и прилечь на песок позагорать в лучшем павильоне Венецианской биеннале.

Материалы по теме
Просмотры: 1932
Популярные материалы
1
«Голубые фишки», новые старые авторы и тортик нужного размера: аукционы искусства ХХ века в Нью-Йорке
Посещение в Нью-Йорке предаукционных показов импрессионистов и мастеров современного искусства — событие из разряда «и хочется, и колется, а цензор внутри сидит да понукает». Рассказывает Ильдар Галеев.
08 ноября 2019
2
Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже
Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским
06 ноября 2019
3
TEFAF выставила русского царя в Нью-Йорке
О ярмарке TEFAF в Нью-Йорке рассказывает Ильдар Галеев, галерист, коллекционер и издатель.
05 ноября 2019
4
Christie’s в Москве: Фешин, Рерих, Айвазовский
Аукционный дом Christie’s показывает в Москве топ-лоты аукциона русского искусства, который пройдет в Лондоне 25 ноября.
08 ноября 2019
5
Картины из ИРРИ нашлись в Подмосковье
Работы Георгия Нисского, Исаака Бродского, Александра Дейнеки и других авторов, вывезенные из основанного Алексеем Ананьевым Института русского реалистического искусства вопреки судебному запрету, обнаружены на складе в Домодедове.
08 ноября 2019
6
MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства
Аукционный дом празднует 15-летие выставкой в усадьбе Зубовых, где представлены произведения Наталии Гончаровой, Александра Самохвалова, Бориса Григорьева и других.
07 ноября 2019
7
Ирина Могилатова: «Я воинствующий эстет»
Коллекционер и владелица галереи Mirra, открывшейся выставкой классика итальянского дизайна Джо Понти в собственном пространстве на Спиридоновке, рассказала, зачем собирает и продает предметы коллекционного дизайна середины ХХ века и не только.
06 ноября 2019
8
Музей Леопольда в Вене заново открывает Рихарда Герстля
Художник, предшественник экспрессионистов Оскара Кокошки и Эгона Шиле, покончил с собой в 25. Его работы зрители впервые увидели спустя десятилетия.
06 ноября 2019
9
Ударная сила автопортретов Люсьена Фрейда
О чем может рассказать обычный синяк под глазом, показывают на выставке «Автопортреты» в Королевской академии художеств в Лондоне.
05 ноября 2019
10
Питер де Хох выходит из тени своего конкурента
Поскольку работ де Хоха в Делфте не сохранилось, на выставку в Музее Принсенхоф привезли около 30 картин художника из других голландских и международных музеев.
07 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru