The Art Newspaper Russia
Поиск

Лицом к деревне, вполоборота к революции

Австрийский культурный форум подготовил издание «Деревня и революция», посвященное художественному исследованию Еврейской автономной области. И не только ее одной, и не только художественному

Издание позиционируется не как каталог, но как продолжение художественного исследования Еврейской автономной области, предпринятого в рамках выставки, состоявшейся в Биробиджане осенью 2017 года. В проекте приняли участие художники и фотографы Антон Гинзбург (США), Омер Кригер (Израиль), Хаим Сокол (Россия, Израиль), Юрий Пальмин (Россия), Екатерина Шапиро-Обермайер (Австрия), Татьяна Эфрусси (Россия) и другие. Выставка была подготовлена группой кураторов, среди которых представители австрийских и отечественных музеев, а автором идеи стал Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии в России и директор Австрийского культурного форума. Для самого Мраза современное искусство — это инструмент постижения и изучения России, а также взгляд на страну, предельно дистанцированный от политики. Так, историю советских покорителей Севера он изучал и рассказывал через экспозицию на ледоколе «Ленин» в Мурманске в 2013 году, в 2015‑м подготовил выставку «Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников» как спецпроект 6-й Московской биеннале современного искусства, а в 2016-м инициировал художественную интервенцию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук в научном поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. Наконец, еще один значительный пласт русской идентичности — деревенский — он исследовал сперва в экспозиции «Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни» в рамках Красноярской музейной биеннале (2017), а затем в проекте про Еврейскую АО. Нынешнее издание как раз охватывает две эти выставки — в Красноярске и Биробиджане.

При первом взгляде на увесистый том — почти 900 страниц — просто, но стильно изданной «Деревни и революции» (дизайн — Мария Челоянц), где объем текста многократно превосходит количество иллюстраций, затрудняешься определить не только жанр публикации, но и ее тематику. В оглавлении материалы о собственно Еврейской автономной области, в частности установочная статья «Красный Сион: Биробиджан и советские евреи», написанная профессором Робертом Вайнбергом из США, соседствуют, например, с заметками о художественных мастерских в Абрамцеве (Елена Митрофанова), жизни в хрущобе-однушке в поселке Электроизолятор Московской области (Аня Желудь) или с комментарием австрийского художника Грегора Зайлера к его проекту о чисто российском феномене потемкинских деревень.

Недоумение проходит после прочтения вступительного слова Симона Мраза, где тот поясняет, что 100-летие русской революции представляется ему идеальным контекстом для размышлений и изучения судьбы русской деревни — темы столь же обширной, как сама Россия. По словам куратора, участники проекта постарались найти конкретные примеры мест и историй, помогающих создать общую картину. «Каждой теме посвящена отдельная глава, по каждой теме были собраны тексты и приглашены художники для создания работ, посвященных местам, в которых они побывали, и вопросам, которые поднимались во время их путешествий». Всего разделов в книге 13, и столько же тем, которые препарируют исследователи и художники. Тут и семейные истории на фоне ХХ века, и попытки выделить «типичное» и «личное» в истории русской деревни, и желание описать феномен колхоза или научной деревни. Намерениям сформулировать проблемы современной российской деревни (прежде всего заброшенность) сопутствуют различные инициативы, направленные на их решение, в том числе с помощью современного искусства. 

Последний раздел повествует об истории и нынешнем положении Биробиджана — этого масштабного советского эксперимента и важной главы в истории евреев в России. Если другие темы намечены, скорее, пунктирно, то этой посвящена примерно треть книги. Учрежденная советским правительством в 1934 году Еврейская автономная область стала первым еврейским государственным образованием, появившимся задолго до создания Государства Израиль. Художники из Австрии, Израиля, России и США посетили Биробиджан и на основе своих впечатлений создали произведения, которые приведены в книге. Здесь же и впервые опубликованный репортаж Арье (Льва) Лейбмана о коммуне ИКОР 1932 года — одном из прообразов израильских кибуцев, и ранее не публиковавшиеся фотоматериалы конца 1920-х — начала 1930-х годов из фондов Российского этнографического музея в Петербурге, и оммаж газете «Биробиджанская звезда», которая до сих пор выходит на русском и идиш. Поразительно, что это первое подобное исследование на тему русской деревни — и предпринято оно «варягами», но хочется верить, вслед за автором идеи Симоном Мразом, что издание положит начало многим другим проектам в будущем. 

Просмотры: 1553
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
7
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
8
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
9
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru