The Art Newspaper Russia
Поиск

Лицом к деревне, вполоборота к революции

Австрийский культурный форум подготовил издание «Деревня и революция», посвященное художественному исследованию Еврейской автономной области. И не только ее одной, и не только художественному

Издание позиционируется не как каталог, но как продолжение художественного исследования Еврейской автономной области, предпринятого в рамках выставки, состоявшейся в Биробиджане осенью 2017 года. В проекте приняли участие художники и фотографы Антон Гинзбург (США), Омер Кригер (Израиль), Хаим Сокол (Россия, Израиль), Юрий Пальмин (Россия), Екатерина Шапиро-Обермайер (Австрия), Татьяна Эфрусси (Россия) и другие. Выставка была подготовлена группой кураторов, среди которых представители австрийских и отечественных музеев, а автором идеи стал Симон Мраз, атташе по культуре посольства Австрии в России и директор Австрийского культурного форума. Для самого Мраза современное искусство — это инструмент постижения и изучения России, а также взгляд на страну, предельно дистанцированный от политики. Так, историю советских покорителей Севера он изучал и рассказывал через экспозицию на ледоколе «Ленин» в Мурманске в 2013 году, в 2015‑м подготовил выставку «Надежда/Hope. Российские промышленные города глазами художников» как спецпроект 6-й Московской биеннале современного искусства, а в 2016-м инициировал художественную интервенцию в Специальную астрофизическую обсерваторию Российской академии наук в научном поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. Наконец, еще один значительный пласт русской идентичности — деревенский — он исследовал сперва в экспозиции «Мир и мiръ: художественное открытие российской деревни» в рамках Красноярской музейной биеннале (2017), а затем в проекте про Еврейскую АО. Нынешнее издание как раз охватывает две эти выставки — в Красноярске и Биробиджане.

При первом взгляде на увесистый том — почти 900 страниц — просто, но стильно изданной «Деревни и революции» (дизайн — Мария Челоянц), где объем текста многократно превосходит количество иллюстраций, затрудняешься определить не только жанр публикации, но и ее тематику. В оглавлении материалы о собственно Еврейской автономной области, в частности установочная статья «Красный Сион: Биробиджан и советские евреи», написанная профессором Робертом Вайнбергом из США, соседствуют, например, с заметками о художественных мастерских в Абрамцеве (Елена Митрофанова), жизни в хрущобе-однушке в поселке Электроизолятор Московской области (Аня Желудь) или с комментарием австрийского художника Грегора Зайлера к его проекту о чисто российском феномене потемкинских деревень.

Недоумение проходит после прочтения вступительного слова Симона Мраза, где тот поясняет, что 100-летие русской революции представляется ему идеальным контекстом для размышлений и изучения судьбы русской деревни — темы столь же обширной, как сама Россия. По словам куратора, участники проекта постарались найти конкретные примеры мест и историй, помогающих создать общую картину. «Каждой теме посвящена отдельная глава, по каждой теме были собраны тексты и приглашены художники для создания работ, посвященных местам, в которых они побывали, и вопросам, которые поднимались во время их путешествий». Всего разделов в книге 13, и столько же тем, которые препарируют исследователи и художники. Тут и семейные истории на фоне ХХ века, и попытки выделить «типичное» и «личное» в истории русской деревни, и желание описать феномен колхоза или научной деревни. Намерениям сформулировать проблемы современной российской деревни (прежде всего заброшенность) сопутствуют различные инициативы, направленные на их решение, в том числе с помощью современного искусства. 

Последний раздел повествует об истории и нынешнем положении Биробиджана — этого масштабного советского эксперимента и важной главы в истории евреев в России. Если другие темы намечены, скорее, пунктирно, то этой посвящена примерно треть книги. Учрежденная советским правительством в 1934 году Еврейская автономная область стала первым еврейским государственным образованием, появившимся задолго до создания Государства Израиль. Художники из Австрии, Израиля, России и США посетили Биробиджан и на основе своих впечатлений создали произведения, которые приведены в книге. Здесь же и впервые опубликованный репортаж Арье (Льва) Лейбмана о коммуне ИКОР 1932 года — одном из прообразов израильских кибуцев, и ранее не публиковавшиеся фотоматериалы конца 1920-х — начала 1930-х годов из фондов Российского этнографического музея в Петербурге, и оммаж газете «Биробиджанская звезда», которая до сих пор выходит на русском и идиш. Поразительно, что это первое подобное исследование на тему русской деревни — и предпринято оно «варягами», но хочется верить, вслед за автором идеи Симоном Мразом, что издание положит начало многим другим проектам в будущем. 

Просмотры: 1408
Популярные материалы
1
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
2
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
3
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
4
Наследники Абрамова продолжают финансировать Музей русской иконы
После сороковин со дня гибели основателя музея, Михаила Абрамова, пройдет заседание совета, который определит дальнейшую стратегию развития.
10 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Музей Майоля объединил на выставке более 100 произведений художников-примитивистов
Впервые на творчество «наивов» обратили внимание в начале ХХ века, с тех пор их популярность только растет.
11 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Ник Уиллинг: «Быть художником — это почти как болезнь или несчастный случай»
Режиссер Ник Уиллинг представляет на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL сразу две ленты о звездах британского современного искусства: фильм о своей матери «Жестокие сказки Паолы Регу» и «Неудержимый Шон Скалли и искусство всего».
10 сентября 2019
10
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru