18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского

№74
Материал из газеты

Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ

Она посвящена Андрею Тарковскому и его современникам — художникам-нонконформистам. Автор проекта и куратор Полина Лобачевская и художник-постановщик Геннадий Синёв несколько лет работали над выставочной трилогией, связавшей искусство Тарковского и художественный андерграунд 1960–1970-х годов. В «Свободном полете» объединены живопись, графика, музыка, которая играет большую роль в кино Тарковского, и мультимедийные инсталляции по мотивам его фильмов, где он не раз цитировал всемирно известные шедевры (в «Солярисе», например, появляются цитаты из «Охотников на снегу» Брейгеля, «Возвращения блудного сына» и «Автопортрета с Саскией на коленях» Рембрандта). 

К современному же ему андерграунду он не обращался напрямую. И тем не менее в работах неофициальных художников и у Тарковского множество общих тем, поэтических рифм и пластических мотивов. Общие интонации появляются в живописи Петра Беленка и в фильме «Сталкер». Первый проект из трилогии Музея AZ, посвященной Тарковскому, — «Предвидение», — показанный еще в 2016 году в «Электротеатре „Станиславский“», был приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Постапо­калиптические видения Беленка оказались близки мрачным картинам зоны из «Сталкера», фрагменты которого были использованы в медиаинсталляции. Их объединяет не только дата создания, но и ощущение безвременья, предчувствие надвигающейся катастрофы, общее для интеллигенции 1970-х годов.

Второй проект, «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», объединил мультимедийную инсталляцию из кадров «Андрея Рублева» Тарковского и «археологическую» живопись и графику Дмитрия Плавинского. И хотя художники не были знакомы, направление их взглядов совпадало: оба интересовались древнерусским искусством. Съемки фильма проходили в Изборске, Суздале и Владимире, в это же время Плавинский путешествовал по Русскому Северу и работал в изборской церкви, а в его картинах появились древнерусские мотивы. 

Третья часть трилогии, «Новый полет на Солярис», которая была показана во дворце Сан-Фиренце во Флоренции, в Фонде Франко Дзеффирелли, связала знаменитый фильм Тарковского и живопись целого поколения неофициальных художников. Экспозиция была построена в виде космической станции, которая ассоциируется с созданной художником Михаилом Ромадиным для фильма «Солярис». Если герои Тарковского взяли на космический ковчег несколько шедевров мирового искусства, то для проекта зверевского музея были отобраны жемчужины из коллекции основателя музея и продюсера проекта Наталии Опалевой.

Западное крыло Третьяковской галереи
Свободный полет
21 июня – 22 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+