The Art Newspaper Russia
Поиск

Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского

Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ

Она посвящена Андрею Тарковскому и его современникам — художникам-нонконформистам. Автор проекта и куратор Полина Лобачевская и художник-постановщик Геннадий Синёв несколько лет работали над выставочной трилогией, связавшей искусство Тарковского и художественный андерграунд 1960–1970-х годов. В «Свободном полете» объединены живопись, графика, музыка, которая играет большую роль в кино Тарковского, и мультимедийные инсталляции по мотивам его фильмов, где он не раз цитировал всемирно известные шедевры (в «Солярисе», например, появляются цитаты из «Охотников на снегу» Брейгеля, «Возвращения блудного сына» и «Автопортрета с Саскией на коленях» Рембрандта). 

К современному же ему андерграунду он не обращался напрямую. И тем не менее в работах неофициальных художников и у Тарковского множество общих тем, поэтических рифм и пластических мотивов. Общие интонации появляются в живописи Петра Беленка и в фильме «Сталкер». Первый проект из трилогии Музея AZ, посвященной Тарковскому, — «Предвидение», — показанный еще в 2016 году в «Электротеатре „Станиславский“», был приурочен к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Постапо­калиптические видения Беленка оказались близки мрачным картинам зоны из «Сталкера», фрагменты которого были использованы в медиаинсталляции. Их объединяет не только дата создания, но и ощущение безвременья, предчувствие надвигающейся катастрофы, общее для интеллигенции 1970-х годов.

Второй проект, «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», объединил мультимедийную инсталляцию из кадров «Андрея Рублева» Тарковского и «археологическую» живопись и графику Дмитрия Плавинского. И хотя художники не были знакомы, направление их взглядов совпадало: оба интересовались древнерусским искусством. Съемки фильма проходили в Изборске, Суздале и Владимире, в это же время Плавинский путешествовал по Русскому Северу и работал в изборской церкви, а в его картинах появились древнерусские мотивы. 

Третья часть трилогии, «Новый полет на Солярис», которая была показана во дворце Сан-Фиренце во Флоренции, в Фонде Франко Дзеффирелли, связала знаменитый фильм Тарковского и живопись целого поколения неофициальных художников. Экспозиция была построена в виде космической станции, которая ассоциируется с созданной художником Михаилом Ромадиным для фильма «Солярис». Если герои Тарковского взяли на космический ковчег несколько шедевров мирового искусства, то для проекта зверевского музея были отобраны жемчужины из коллекции основателя музея и продюсера проекта Наталии Опалевой.

Западное крыло Третьяковской галереи
Свободный полет
21 июня – 22 сентября

Просмотры: 2414
Популярные материалы
1
Айдан Салахова: «Искусство нынешнего времени бесценно»
Художники, как и каждый из нас, оказались в неожиданных и пугающих условиях новой реальности. Мы спрашиваем, как они переживают настоящее и каким видят будущее. Первой ответила Айдан Салахова — прямо из больничного карантина.
23 марта 2020
2
Землетрясение в Загребе разрушило кафедральный собор и Музей искусств и ремесел
В результате стихийного бедствия разрушен один из двух шпилей Загребского кафедрального собора, а в Музее искусств и ремесел пострадали здание и экспонаты.
23 марта 2020
3
Фильмы об искусстве можно смотреть бесплатно на Nonfiction.film
Онлайн-кинотеатр Центра документального кино дарит бесплатную подписку на десять дней.
26 марта 2020
4
Открытие выставки «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ пройдет в прямом эфире
Пушкинский музей и телеканал «Культура» приглашают на виртуальный вернисаж в 20:05 по московскому времени.
23 марта 2020
5
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
6
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
7
Тридцать три музея сделали виртуальную выставку Фриды Кало
На выставке Google Arts & Culture можно увидеть более 200 произведений.
24 марта 2020
8
Почему защищают «грелку»
Павильон на Патриарших прудах так дорог местным жителям, что они противятся его реконструкции.
26 марта 2020
9
Владимир Потанин выделил 1 млрд руб. на поддержку некоммерческого сектора
В условиях наступившего кризиса эти средства получат социально незащищенные граждане и музеи.
23 марта 2020
10
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru