The Art Newspaper Russia
Поиск

Работа над фресками папского дворца в Авиньоне завершена

Реставрация росписей XIV века в капелле Святого Марциала, оформленной в готическом стиле, продолжалась более девяти лет

Jean-Marc ROSIER

Jean-Marc ROSIER

Работа над фресками в капелле Святого Марциала должна завершиться этим летом. Фрески были выполнены между 1344 и 1346 годами по заказу папы римского Климента VI его официальным живописцем итальянцем Маттео Джованнетти (1322–1368). Первые попытки исследований предприняли в 2005 году, но вскоре работа была прервана. «Мы недооценили сложность реставрации», — говорит Дидье Репеллен, главный архитектор и генеральный инспектор исторических памятников во Франции.

Применение поливинилацетата для покрытия фресок в процессе реставрации в 1970-е годы значительно затемнило их. «Этот материал, просочившийся в красочный слой, был применен в гораздо больших дозах, чем мы думали», — рассказал главный хранитель папского дворца Доминик Венгтен.

Кроме того, проект захлебнулся, когда итальянская фирма, взявшая на себя первичное удаление пыли с фресок, отказалась продолжать работы, после чего муниципалитет Авиньона, которому принадлежит дворец, приостановил реставрацию. Только в 2012 году для выполнения этой задачи была выбрана римская фирма Consorzio Arke, ранее реставрировавшая капеллу Скровеньи в Падуе с фресками Джотто и фрески Пинтуриккьо в Сиенском соборе.

Сейчас работы в полном разгаре. Бригада из шести реставраторов работает над циклом фресок, покрывающим стены от пола до потолка и состоящим из 21 сцены. Здесь изображено житие святого Марциала Лиможского (по утверждению монаха XI века Адемара Шабанского, он принес христианство в юго-западную Галлию и был другом святого Петра). Папа римский Климент VI, уроженец Лиможа, использовал историю святого Марциала, чтобы узаконить присутствие Святого престола в Авиньоне.

Слой за слоем реставраторы утончают слой поливинилацетата, затемнивший за годы фрески. «Здания бледного цвета, напоминающие местную архитектуру, стали за это время коричневыми», — говорит Репеллен. В задачу также входит укрепление краски и тонирование утраченных участков акварелью серого цвета, чтобы восстановление было заметным, но не отвлекающим при осмотре фресок.

Некоторые повреждения и утраты оставят, включая фрагменты, написанные «по сухому» и покрытые листами оловянной фольги, которая со временем отвалилась. «Оловянная чума», необратимый химический процесс, видоизменяющий металл, запятнала кольчуги, надетые на ряд фигур. Лица других фигур были вырезаны со стен солдатами и проданы, когда в XIX веке дворец служил казармой. «Мы также сохраняем некоторые характерные повреждения, с тем чтобы они послужили документацией для будущих реставраций», — объясняет реставратор Мануела Миканьели. Пока капелла не закрылась 12 лет назад, каждый год ее посещало примерно 60 тыс. человек; как ожидается, она вновь откроется для публики в 2015 году. Росписи в капеллах Святого Марциала и Святого Иоанна, наряду с фресками на потолке Зала больших приемов, — последние сохранившиеся работы художника в папском дворце.

Просмотры: 2444
Популярные материалы
1
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
2
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
3
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
4
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
5
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
6
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
7
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
8
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
9
«Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла
Доминиканская монахиня Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
17 января 2020
10
Мэри Боуман: «Мы объединили территории вокруг Эйфелевой башни в парк в 54 га»
Мэри Боуман — партнер бюро Gustafson Porter + Bowman и одна из самых известных в мире ландшафтных архитекторов, автор мемориала принцессы Дианы в Лондоне, рассказала нам о будущем парке, который разобьют вокруг Эйфелевой башни к Олимпиаде 2024 года.
16 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru