The Art Newspaper Russia
Поиск

Как Боннар растягивал время

Недавняя ретроспектива работ художника заставила исследователей задуматься, каким способом он достигал эффекта «живописи по воспоминанию»

Каталог, выпущенный к большой выставке знаменитого постимпрессио­ниста Пьера Боннара (она проходила в Тейт Модерн весной), содержит пять очерков, посвященных разным аспектам творчества художника. Очерки объединены одной темой, обозначенной в подзаголовке — «Цвет памяти». Мэтью Гейл, куратор выставки, открывает эту тему в заглавном очерке. Он отмечает, что Боннар, в отличие от своих современников, избегал писать на пленэре и предпочитал «работать по памяти». «Боннар не работал, имея перед глазами объект, — пишет Гейл. — Вместо этого он фильтровал образ, находя способы создания референций, запускавших воспоминания, которые он хотел запечатлеть на холсте в мастерской». Это навело куратора на мысль, что «память была инструментом, который Боннар использовал для создания образов».

Гейл цитирует замечание самого Боннара: «В процессе работы художника присутствие объекта, темы является препятствием. Точкой отсчета в живописи является идея». И чтобы еще лучше прояснить этот важный для него вопрос, он записывает в дневнике 11 января 1942 года: «Прежде чем начать работу, я размышляю, я воображаю». Это высказывание побудило Джульетту Рицци написать интересный очерк об использовании художником фотографии.

Творческий метод Боннара основывается, скорее, не на памяти, а на более серьезном инструменте живописца — медленном, внимательном и непрерывном процессе наблюдения. Чему посвящен превосходный очерк Лайна Клаузе Педерсена — хотя здесь же выдвигается широко распространенная мысль о том, что в живописи Боннара «время и, следовательно, движение приостановлены». Между тем его работы часто не согласуются с одним-единственным моментом восприятия. Важно понять, что у Боннара не воспоминания о течении времени, а, скорее, растягивание времени через медленный процесс наблюдения, о котором сообщает нам автор в своих картинах. 

Боннар настаивал: «В нашей памяти мы находим то, что почувствовали сами, а также то, что получили через изображения, переданные нам предыдущими художниками. Мы должны быть внимательны». Боннар совсем не использовал память, он не доверял ей и в своей художественной практике далеко задвинул ее, чтобы самому внимательно смотреть — возможно, более внимательно, чем это делал любой другой художник. 

Просмотры: 1568
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
3
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
4
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
5
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
8
Необитаемый греческий остров Делос заселяют скульптурами Гормли
В проект включены 25 скульптур, созданных Гормли за последние два десятилетия, и 4 новых site-specific-объекта, которые скульптор сделал после того, как открыл для себя остров в 2018 году.
11 июня 2019
9
Ивона Малевич планирует создать Фонд семьи Малевичей
В планах фонда, который должен заработать летом в Варшаве, не только популяризация творчества знаменитого предка, но и отслеживание подделок Малевича на арт-рынке.
11 июня 2019
10
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru