The Art Newspaper Russia
Поиск

Vitra — территория дизайна и заповедник мировой архитектуры

На территории знаменитой компании Vitra, в 15 минутах езды от Базеля, расположен уникальный музей авторской архитектуры под открытым небом

Идея собирать авторскую архитектуру владеет умами многих предпринимателей и миллиардеров. Одним из самых интересных ее воплощений на сегодняшний день является кампус швейцарской мебельной компании Vitra, который в течение 40 лет пополняется постройками знаменитых архитекторов. Эта коллекция под открытым небом выглядит настоящим справочником по первым именам. На относительно небольшой площади (точные размеры кампуса держат в секрете) соседствуют архитектурные опусы Тадао Андо, Николаса Гримшоу, Алвару Сизы, Захи Хадид, японского бюро SANAA и, конечно, швейцарских звезд Жака Херцога и Пьера де Мерона. 

История строительства кампуса увлекательна и даже драматична. На территории немецкого города Вайль-на-Рейне — тут нет ничего удивительного, ведь от швейцарского Базеля до немецкого Вайля всего несколько автобусных остановок, а содержать фабрику на немецкой земле значительно дешевле — Vitra обосновалась в начале 1950-х годов. Основатели фабрики Вилли Фельбаум и его жена Эрика из послевоенного поколения предпринимателей-интеллектуалов были по-настоящему увлечены дизайном и сумели поставить производство офисной и домашней мебели на крепкие коммерческие рельсы. На фабрике помнят, как в 1953 году Вилли Фельбаум в Нью-Йорке в витрине магазина увидел стул Чарльза и Рэй Имз из гнутой фанеры и понял, что ему необходимо производить и продавать такие предметы в Европе. 

Получив права на производство и продажу по лицензии предметов американского дизайна, Фельбаум начал приглашать к сотрудничеству и европейцев, зачастую доводя до ума эффектные, но заковыристые проекты. Так, после девяти лет совершенствования технологии в производство был запущен консольный стул из цельного куска пластика датчанина Вернера Пантона Panton Chair, один из самых подделываемых предметов ХХ века.

Первые в кампусе здания появились в 1950-х. Фабрика росла, развивалась, и все бы в архитектурном отношении шло вполне заурядно, если бы в 1981 году не случился пожар. Огонь уничтожил 60% построек. Решение о том, как восстанавливать кампус, принимал наследник бизнеса, сын Вилли и Эрики, нынешний президент компании Рольф Фельбаум. Именно ему пришла в голову блестящая идея пригласить к проектированию функциональных фабричных зданий выдающихся архитекторов. Вкус у Рольфа Фельбаума безупречный, ведь пять архитекторов, впоследствии получивших престижную Прицкеровскую премию, именно здесь построили свои первые здания в Европе. Чтобы реализации мощных индивидуальностей выглядели ансамблем, британскому архитектору Николасу Гримшоу было поручено разработать генеральный план застройки, которого в целом придерживаются до сих пор. 

Сегодня, помимо специально возведенных зданий, кампус украшают и выкупленные архитектурные миниатюры. Посреди сада красуется культовый геодезический купол Ричарда Бакминстера Фуллера (запатентованная в 1954 году технология принесла Фуллеру мировую славу; конкретную конструкцию привезли в сюда в 2000 году, до этого в течение 20 лет она служила павильоном для продажи автомобилей в Детройте). Любители 1950-х ценят и сборно-разборный шедевр Жана Пруве — его легкая «Заправочная станция» с аутентичной оранжево-зеленой раскраской демонтирована и перевезена в 2003 году из Франции. Гости кампуса любят крошечный экологичный домик «Диоген», придуманный итальянским архитектором Ренцо Пьяно, и автобусную остановку дизайнера Джаспера Моррисона, еще в 1990-х проектировавшего мебель для Vitra. Остановка Моррисона даже не принадлежит территории кампуса, но стальная минималистическая конструкция со стеклянной стеной, сквозь которую видны виноградники ближайшей деревни Отлинген, — настоящий шедевр. 

Конечно, особая история того, почему кампус знают на всех континентах, связана с Музеем дизайна Vitra. Сам музей, выросший из частной коллекции друга и единомышленника Рольфа Фельбаума, одного из первых собирателей дизайна ХХ века, родовитого Александра фон Вегезака, изначально был придуман именно как музей дизайна, а не музей компании — таково было условие передачи культовых модернистских стульев и светильников, прототипов и прочих ценных раритетов. Кураторы музея умеют сочетать нетривиальные идеи выставок с почти идеальным воплощением. Созданные ими выставочные проекты вроде «Сути вещей» или «100 стульев» гастролируют по всему миру. А здание музея в 1989 году спроектировал тогда еще малоизвестный в Европе Фрэнк Гери. Считается, что смотрящие в разные стороны деконструктивистские волны были чем-то вроде генеральной репетиции перед постройкой титановой бури здания Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Каждое лето в дни работы ярмарки Art Basel в кампусе проходит традиционная летняя вечеринка Vitra. Сюда съезжаются знаменитые архитекторы, дизайнеры, коллекционеры и поклонники дизайна. И каждый год их ждет сюрприз — новое здание, новая коллекция, перформанс, дефиле или что-то совсем невероятное. В этом году Vitra анонсировала сенсационную коллаборацию с fashion-брендом. Так что на фоне авторской архитектуры будет много моды и 5 тыс. стильных гостей. В Вайле-на-Рейне с нетерпением ждут приезда Вирджила Абло, Фаррелла Уильямса и других икон поколения миллениалов. 

Специальное приложение Art Basel к The Art Newspaper Russia N 74 

Просмотры: 814
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
3
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
4
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
5
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
8
Необитаемый греческий остров Делос заселяют скульптурами Гормли
В проект включены 25 скульптур, созданных Гормли за последние два десятилетия, и 4 новых site-specific-объекта, которые скульптор сделал после того, как открыл для себя остров в 2018 году.
11 июня 2019
9
Ивона Малевич планирует создать Фонд семьи Малевичей
В планах фонда, который должен заработать летом в Варшаве, не только популяризация творчества знаменитого предка, но и отслеживание подделок Малевича на арт-рынке.
11 июня 2019
10
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru