18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джеффу Кунсу нечего скрывать: что видишь, то и получаешь. И критикам здесь не место

В Музее Уитни открылась ретроспектива одного из главных провокаторов современного искусства.

Джефф Кунс — проповедник, верящий в силу своего слова. И как все хорошие пасторы, он ловко манипулирует своей паствой. В 2012 году, давая интервью Наоми Кэмпбелл для журнала Interview, Кунс построил разговор таким образом, что высказанные им мысли она воспринимала как свои собственные. Он рассказал, что его работы «антикритичны и не поддаются оценке», поскольку не требуют какой-то предварительной подготовки для их понимания. Некоторые люди не понимают этого, и поэтому считают его искусство китчем. «Мне не нравится это слово», — отреагировала Кэмпбелл, а Кунс поддакнул ей, как будто с самого начала это была ее позиция. «Мне тоже оно не нравится, — сказал он, — поскольку даже его употребление — уже оценка». Манипуляция критикой стала одной из стратегией Кунса. Его хулители используют все доступные средства в борьбе против этого лучшего в мире самопиарщика, но без особого успеха. В 1991 году критик Майкл Киммельман назвал его картины «фантастически скучными и бессмысленными». В 1993 году Роберт Хьюз, еще один авторитетный критик, обвинил Кунса в падкости «на глянец и мишуру». А критик Хилтон Крамер просто назвал Кунса шарлатаном и ловким мошенником. Но, несмотря на столь массированную атаку, коллекционеры продолжали покупать работы Кунса, а сам он даже гордится таким исключительным вниманием со стороны критиков. Дело в том, что Кунс так спокойно реагирует на нападки и обвинения в безыдейности и попсовости, потому что ему нечего скрывать: за оболочкой его работ нет ничего. Когда тот же Хьюз посетил его студию в 1997 году, Кунс указал на монументальную скульптуру котенка в носке и объяснил, что эта работа всего лишь «передает любовь… и счастье. Она никого не отчуждает. Я думаю, что даже ребенок мог бы прийти сюда и получить от нее удовольствие и испытать радость». Другими словами, что видишь, то и получаешь, и критикам здесь делать нечего. Он так объяснил эту ситуацию Наоми Кэмпбелл: «Мои работы всегда были нацелены на разрушение иерархической системы суждений».

Но несмотря на такое внимание прессы и критики к Кунсу, пусть часто и со знаком минус, у него никогда не было полноценной музейной ретроспективы, в том числе и в Нью-Йорке, где он прожил почти 40 лет. Так что выставка в Музее американского искусства Уитни — первая ретроспектива Кунса и последняя в этом здании, построенном в 1960-х архитектором Марселем Бройером. В 2015 году музей переедет в новое помещение на Манхеттене, а нынешнее отойдет Метрополитен-музею. Ретроспектива включает 120 знаковых работ Кунса с 1978 года до настоящего времени (в том числе самые последние, незаконченные), которые заполнили все пространство музея. В частности, там впервые выставят гигантскую скульптуру SplitRocher, которая затем переместится на площадку перед Рокфеллер-центром. После выставка поедет в Центр Помпиду в Париже (26 ноября — 27 апреля), а затем в Гуггенхайм-Бильбао (5 июня — 27 сентября 2015 года).
Музей американского искусства Уитни
Джефф Кунс. Ретроспектива

Нью-Йорк
До 19 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+