18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»

№73
Материал из газеты

Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор

Справка

ДОСЬЕ

Елена Титова
Директор Всероссийского музея декоративного искусства 

Окончила Институт легкой промышленности в Москве. В 2001–2008 годах возглавляла Фонд развития художественного стеклоделия и галерею «Жизнь стекла». В 2008 году начала работу во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в должности заместителя директора. Осенью 2012 года возглавила музей и начала в нем преобразования в соответствии с предложенной ею концепцией развития.

Еще…

Открывшаяся у вас в 2017 году постоянная экспозиция «Русский стиль» получила множество положительных отзывов. Планируется ли дальнейшее обновление постоянной экспозиции музея?

Готовится новая экспозиция декоративно-прикладного искусства ХХ века. У нас более 250 тыс. единиц хранения на сегодня, и две трети — как раз советский период, то, для чего, собственно, музей 40 лет назад создавался — собирать лучшие образцы ХХ века как в части промыслов, так и в части авторских произведений. Возможно, мы единственный в стране музей, обладающий коллекцией, способной показать весь ряд декоративного искусства того времени. В наших фондах хронологически представлены все этапы возрождения, становления, совершенствования и расцвета российской системы художественного производства в ХХ столетии.

Построение такой масштабной экспозиции — непростая задача как с точки зрения музейного дела, так и с точки зрения поиска подхода к исторической — и в нашем случае политической — стороне вопроса. Всероссийский музей декоративного искусства не может не показывать и не рассказывать своим посетителям об искусстве СССР, ведь это почти 70-летняя история нашей страны. Экспозиция такого толка должна решить важную задачу — необходимость показывать тесную связь декоративного искусства этого периода как с мировым наследием, так и с народной культурой.

Вы упомянули современные авторские изделия, созданные после распада Союза. Как музейная коллекция пополнялась последние 20–30 лет? Были ли закупки или это дары художников?

Конечно, и закупали в том числе, хотя на протяжении всего этого времени музей принимал дары от художников и благотворителей. Сейчас, когда у нас сформирован план развития коллекции, мы прицельно рассматриваем свои фонды на предмет лакун и возможности их заполнить закупками или принятием в дар предметов от коллекционеров. Такой подход мы уже применяли при подготовке экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну», когда точечно подбирали предметы в экспозицию и показывали лучшие вещи второй четверти XIX — начала ХХ века.

А где разместится новая постоянная экспозиция?

У нас есть замечательное крыло, которое само по себе является архитектурным памятником середины 1950-х годов. До переезда в Белый дом во всем комплексе располагался Президиум Верховного Совета и Совет министров РСФСР, затем комплекс перешел в распоряжение Министерства культуры и был передан специально Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Сразу был набран штат и поставлена задача собирать лучшие образцы декоративного искусства. Именно в этом корпусе, спроектированном известным советским архитектором Владимиром Гельфрейхом, и будет располагаться экспозиция, посвященная искусству советского периода. Нам важно показать декоративное искусство ХХ века так, чтобы было интересно и посетителям старшего поколения, которые знают и, возможно, узнают многие предметы, и молодым зрителям.

Есть ли у вас понимание, кто основная аудитория Музея декоративного искусства?

Вы знаете, экспозиции и выставки музея всегда привлекали туристов, преимущественно иностранцев. Люди, увлеченные тем или иным видом декоративного искусства, всегда посещали музей и даже приезжали специально. Очень хорошо помню, когда я только начала работать в музее, была целая волна кружевниц из Нидерландов. У них там прошел крупный форум, и на этом форуме выступили с сообщением, что существует вот такой музей в Москве. Сегодня мы имеем большое количество туристов из Китая. Мы видим, что появляется интерес вьетнамских и индийских туристов. Кроме того, для нас очень важен внутренний туризм, но это процесс небыстрый, то есть бума мы пока не испытываем.

Конечно, у нас есть еще одна большая и важная группа — наши дети. Более того, если раньше «дети» означало организованные группы школьников, то сегодня мы резко понизили возрастную планку. В музее есть и программы, и все удобства для пребывания здесь даже с новорожденными. Разработаны специальные программы для детей от полутора лет. То есть большая часть нашей аудитории — это родители, которые приводят детей на занятия в просветительский центр. 
Мы стремимся привлечь и молодежь, особенно креативный класс. Прежде всего для них у нас полтора года назад открылся Центр моды и дизайна. Это новая для нас аудитория.

Я знаю, что в разных музеях по-разному организована работа с меценатами, партнерами, друзьями и попечителями. Какие формы используете вы?

У нас простая схема, поскольку музей в проектах поддерживают различные организации и частные партнеры. Так, обе экспозиции — и «Декоративно-прикладное искусство России XVIII — первой трети XIX веков», и «Русский стиль. От историзма к модерну» — сделаны при поддержке меценатов и спонсоров. У нас есть несколько форм работы с ними. Одна из них — Клуб меценатов. Это юридические и физические лица, которые жертвуют определенную сумму на определенный период, а мы предлагаем им различные программы лояльности. Также успешно действует Фонд развития музея — некоммерческая организация, которая призвана поддерживать инициативы музея.

Не секрет, что перед музеями сейчас поставлена задача научиться зарабатывать и самостоятельно привлекать средства. Из чего складывается бюджет музея? Какова доля госфинансирования, а что является результатом вот этого разностороннего фандрайзинга?

Мы успешно зарабатываем последние два-три года, и те очень жесткие планы, которые ставит Министерство культуры, — они явно учитывают наш потенциал и, конечно, подстегивают. Что касается статей дохода, то наш просветительский центр — курица, несущая золотые яйца. У него замечательные программы, поэтому очень высокий спрос на мастер-классы, лекции и занятия для детей и взрослых. Еще одна статья доходов — это партнерские выставочные проекты в стенах нашего музея, а также предметы из наших коллекций, которые востребованы сегодня на площадках партнеров в России и за рубежом.
Приоритетной выставкой 2019 года является «Стекло ХХ века», открытие которой планируется в сентябре. Этот большой красивый проект мы реализуем за счет музейного бюджета, но также надеемся на поддержку меценатов.

А будут ли еще в ближайшее время выставки, представляющие западный дизайн или зарубежное декоративно-прикладное искусство? У вас был, например, «Непревзойденный Веджвуд» замечательный.

Да, планируем выставку с лондонским Музеем дизайна и текстиля. У нас есть договоренности представить их проект «Великие имена. Художники и текстиль». Это будет, скорее всего, в следующем году. Мы соединим его с коллекцией британского дизайнера Зандры Роудс, патрона этого музея, и хотели бы дополнить экспозицию разделом с экспериментами российских художников в области текстиля. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+