18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерская Курбе готова вдохновлять современных авторов

№73
Материал из газеты

Начальная фаза реставрации здания в Орнане завершена, и здесь уже приняли первого художника в рамках программы арт-резиденций

В поворотном для творчества Гюстава Курбе (1819–1877) 1855 году художник начал подыскивать подходящую мастерскую в родном Орнане — городке, расположенном в регионе Бургундия — Франш-Конте на востоке Франции. Чердак родительского дома, где он создал монументальное новаторское полотно «Похороны в Орнане» (1849–1850), не подходил ему ни по размерам, ни по освещенности. И только спустя восемь лет он наконец оборудовал студию в здании бывшей литейной мастерской с садом на берегу реки Лу. В саду художник построил деревянный домик для парижских гостей, неизменно привлекавших всеобщее внимание всякий раз, когда они посещали городок. 

Курбе пользовался мастерской на протяжении десяти лет вплоть до отъезда в Швейцарию в 1873 году. После его смерти младшая сестра художника Жюльетт добавила к мастерской пристройку, чтобы экспонировать в ней произведения брата. Жюльетт умерла в 1915-м, а мастерскую вместе с прилегающей территорией приобрел торговец вином. В 2008 году администрация департамента Ду смогла выкупить мастерскую, которая теперь имеет статус исторического памятника, а позднее и соседнее с ней жилое здание.

Минувшей осенью местные власти начали реставрацию мастерской. Починили крышу, провели отопление и заделали протечки, чтобы уже в этом году, к 200-летию со дня рождения Курбе, запустить тут программу арт-резиденций. Первый этап проекта стоимостью $1,5 млн практически завершен. В марте мастерскую занял живущий в Дижоне китайский художник Янь Пэймин. Вместе с командой из восьми человек он подготовит выставку, которая откроется 11 июня в Музее Курбе в Орнане.

Куратор музея Фредерик Тома-Моран считает, что у Янь Пэймина и Курбе много общего. «Они оба очень искренние, щедрые и умные люди, — говорит она. — Когда Янь Пэймин курит сигару, я представляю себе Курбе с его трубкой. Они пишут с одинаковой силой и страстью». Отмечать 200-летие французского мэтра торжествами, пропитанными духом ностальгии, куратор не хотела, поэтому решила «пригласить современного художника, который показал бы, насколько современным был Курбе».

На следующем этапе реставрации специалисты займутся фасадом здания и интерьерной росписью Курбе. На потолке и стенах сохранились его ласточки и яркие пейзажи. Раньше считалось, что на пейзажах изображен Орнан, однако из переписки художника стало понятно, что они представляют собой смесь видов Сены в западном пригороде Парижа Буживале и реки Эско, впадающей в Северное море.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+