18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джульет Хэкинг исследовала историю фоторынка с конца XIX века

№73
Материал из газеты

Новая книга «Фотография и художественный рынок» стремится проявить и зафиксировать ситуацию на рынке фотоискусства

В исследовании «Фотография и художественный рынок» Джульет Хэкинг пишет: «Утверждение, что фотоработы могут иметь равную эстетическую ценность с произведениями живописи и графики, за минувшие полвека перешло из разряда маргинальных в общепринятые». И тут же автор признает, что это заявление требует оговорок. Без них, отмечает лектор Института искусств Sotheby’s, ряд особенностей рынка фотографии «может показаться иррациональным».

Хэкинг рассказывает увлекательную историю фоторынка, начиная с XIX века, когда снимки ценились больше за документальные и научные качества, чем за эстетические достоинства, и заканчивая сегодняшними реалиями. Громадный сдвиг произошел в 1970-х годах — фотографии стали уходить с молотка на аукционах Sotheby’s и Christie’s. Ныне в мире фотографии существует строгая ценностная иерархия. На ее нижнем уровне — любительские снимки неизвестных авторов, которые на блошиных рынках можно приобрести за копейки. На самом верху располагаются работы профессионалов: Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Синди Шерман. Это уже не фотографы, а современные художники, титаны, перешагнувшие границы традиционных выразительных средств. За что же им такое возвышение? Порождает его трактат Шарля Бодлера еще 1859 года, где он относит фотографию к области механики, но никак не поэзии. «По-прежнему бытует взгляд, что фотография стоит ниже изобразительного искусства», — утверждает Джульет Хэкинг. 

На страницах ее предыдущей монографии «Жизнь великих фотографов» (2015) обитало множество интересных, талантливых личностей. Нынешняя книга вышла более сухой, что соответствует ее функции справочника для покупателей, но и здесь найдется немало ярких подробностей. Особенно запоминается рассказ о жульничестве с фотографиями Ман Рэя, когда коллекционер не заметил, что они напечатаны на бумаге Agfa 1990-х годов. Подделки — лишь одна из проблем, затронутых в книге. Другая касается посмертных фотоотпечатков. Например, Хэкинг упоминает случай американского уличного фотографа Гарри Виногранда, после смерти которого в 1984 году осталось порядка 2 тыс. катушек непроявленной фотопленки. Впоследствии их проявили, отпечатали и подарили Музею современного искусства Сан-Франциско. Относительно их ценности, как пишет автор, высказываются самые разные мнения.

Инвесторам в поисках новых авторов Хэкинг советует обратить внимание, в частности, на Франческу Вудман и Сёмэя Томацу. Успех этих мастеров, отмечает она, «будет в большой степени зависеть от того, как их работы воспримет крупный дилер». Видимо, рынок фотографии становится похож на все остальные.  Кристиан Хаус

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+