18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Сестры-призраки» проходят опознание

№73
Материал из газеты

Анализ полотна Артемизии Джентилески из коллекции Галереи Уффици обнаружил подмалевок, поразительно похожий на картину, которую недавно приобрела лондонская Национальная галерея

Анализ барочной картины Артемизии Джентилески из коллекции флорентийской Галереи Уффици выявил записанный набросок, почти идентичный другому произведению художницы, которое недавно приобрела лондонская Национальная галерея. Реставратор из Италии полагает, что обе работы созданы на основе одного картона или эскиза.

Чечилия Фрозинини, возглавляющая отдел реставрации живописи в государственной реставрационной мастерской Opificio delle Pietre Dure, рассказывает, что, для того чтобы заглянуть под основной красочный слой «Святой Екатерины Александрийской» (1618–1620), специалисты использовали такие неинвазивные техники, как ультрафиолетовый, инфракрасный и рентгеновский анализ.

Изображенная на картине святая смотрит вверх, а ее голову венчает корона. В Уффици считают, что в этом образе Джентилески соединила свой автопортрет и портрет Катерины, дочери великого герцога Фердинанда де Медичи. На изображении, полученном при помощи рентгенографии, вместо короны на голове Екатерины виден тюрбан, а ее лицо повернуто к зрителю — точно так же, как на «Автопортрете в образе святой Екатерины Александрийской» (1615–1617), которую Национальная галерея приобрела в июле 2018 года за £3,6 млн.

По словам представителей Галереи Уффици, анализ также обнаружил «загадочное маленькое лицо» слева от лица святой Екатерины, «сюжетно никак не связанное ни с законченным произведением, ни с его ранней версией». 

Реставраторы отмечают, что контуры лондонского портрета практически полностью совпадают с контурами подмалевка картины из Уффици. «Мы полагаем, что у Джентилески был картон или по крайней мере подготовительный рисунок, который она использовала несколько раз, варьируя изображение и внося изменения в композицию», — говорит Фрозинини.

На протяжении долгого времени имя Артемизии Джентилески (1593–1653) было практически вычеркнуто из истории искусства. Не так давно она снова вошла в обойму и обрела признание как одна из первых художниц, пользовавшихся широкой популярностью среди покровителей искусства XVII столетия.

Летиция Тревес, куратор итальянской, испанской и французской живописи XVII века в лондонской Национальной галерее, рассказала, что ее музей предоставил для сопоставления контуры автопортрета Джентилески Галерее Уффици и музею «Уодсворт Атенеум» в американском Хартфорде (здесь хранится ее «Автопортрет с лютней», написанный приблизительно в 1615–1618 годах; это поясной портрет, на котором она также изобразила себя сидящей лицом к зрителю). По словам Тревес, положение рук на картине из Национальной галереи совпадает с подмалевком из Уффици, а голова — с автопортретом из «Уодсворт Атенеум». «Выяснилось, что эти участки совпадают с точностью до миллиметра, а это значит, что Джентилески использовала какую-то особую технику переноса отдельных элементов на холст», — говорит Тревес.

Она также сообщила, что, хотя на лондонском портрете и не обнаружили никаких скрытых изображений, анализ показал, что Джентилески переписывала драпировку платья и изменила оттенок ткани на рукаве. 

Впереди у исследователей еще много работы. «Творческие методы Артемизии, техническая сторона ее искусства изучены гораздо хуже, чем у других художников, — отмечает Тревес. — Любое новое открытие становится прорывом». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+