The Art Newspaper Russia
Поиск

Полотно Артемизии Джентилески выставил на торги Dorotheum

Созданное знаменитой представительницей итальянского барокко изображение Лукреции с XIX века находилось в частной коллекции и никогда прежде не выставлялось

На торгах венского аукционного дома Dorotheum 23 октября будет представлено изображающее Лукрецию полотно Артемизии Джентилески (1593–1654). Картина никогда прежде не экспонировалась и не выставлялась на торги.

Джентилески — одна из очень немногих известных сегодня художниц —представительниц итальянского барокко. Благодаря своим картинам, изображающим сильных женщин в драматических жизненных ситуациях, она стала своего рода женским символом мира старых мастеров в эпоху феминизма и кампании против сексуальных домогательств #MeToo. Вклад художниц, работавших в самые разные периоды истории искусства, постепенно переоценивается; на этом фоне стремительно растет интерес и к творчеству Джентилески, в центре которого стоят отважные героини классической мифологии.

В июле британская Национальная галерея приобрела у лондонского дилера Robilant + Voena за £3,6 млн «Автопортрет в образе святой Екатерины» (около 1615–1617) Джентилески. Другая ее работа, ранее неизвестная, была продана в декабре минувшего года на парижских торгах Drouot за рекордные €2,3 млн, что превысило в разы эстимейт в €300–400 тыс. На вопрос о том, будет ли Национальная галерея бороться за полотно на торгах Dorotheum, представительница музея ответила: «Национальная галерея никогда не дает комментариев касательно произведений, в приобретении которых она может быть — или не быть — заинтересована».

Росту интереса к творчеству художницы способствовала и выставка «Артемизия Джентилески и ее время», состоявшаяся в Музее Рима в 2016–2017 годах. Никола Спиноза включил изображение Лукреции как в каталог этой выставки, опубликованный в 2015 году, так и в каталог выставки Джентилески 2016 года в римском палаццо Браски.

По словам Марка Макдоннелла, возглавляющего в Dorotheum отдел старых мастеров, «Лукреция» сейчас находится в частной европейской коллекции, в которую она, по-видимому, попала приблизительно в середине XIX века. В тот самый период некое изображение Лукреции вошло в коллекцию семьи Ятта из Руво-ди-Пулья: в документах из семейного архива упоминается картина с belle donne nude con pugnale («красивыми обнаженными женщинами с кинжалами»). На торгах Dorotheum будет также представлено другое изображение Лукреции из этой же коллекции — кисти неаполитанской художницы XVII столетия Дианы де Роза.

«Лукреция» — первое полотно Артемизии Джентилески, с которым работает венский аукционный дом. Ее произведения в принципе редко оказываются на торгах, и в базе данных Artnet содержится информация всего о 62 работах художницы, выставлявшихся на аукцион — и всякий раз с невысоким эстимейтом. Как отмечает Макдоннелл, эстимейт картины (€500–700 тыс.) вновь «очень скромный и не отражает ее реальной рыночной стоимости, которая, как мы ожидаем, окажется куда выше».

«Вокруг атрибуции этого полотна велись ожесточенные споры, но и Никола Спиноза, и Риккардо Латтуада, проводивший экспертизу в Вене, убеждены, что его создала Джентилески», — говорит Макдоннелл, который посвятил работе с картиной полгода (с этой атрибуцией согласен и искусствовед Вольфганг Прохаска). Первоначально Спиноза отнес работу к флорентийскому периоду творчества Джентилески (конец 1620-х — начало 1630-х), но затем изменил свое мнение, предположив, что она была создана в 1640–1645 году, то есть уже в неаполитанский период. Латтуада также относит ее к неаполитанскому периоду, но к более ранней его части, приблизительно к 1630–1635 году, указывая на стилистическое сходство с произведениями Массимо Станционе, с которым художница работала в первое время после переезда в Неаполь, и Симона Вуэ, ее знакомого по Риму.

«При жизни Артемизия была скандальной фигурой — обращение в суд с иском против изнасиловавшего ее художника Агостино Тасси создало ей неоднозначную репутацию. Но она стремилась использовать эту репутацию и вынуждала своих покровителей сталкиваться лицом к лицу с этими трудными, жестокими сюжетами вокруг страдающих и сильных героинь», — говорит Марк Макдоннелл. По его словам, в XVIII и XIX веках ее творчество оказалось вытесненным на периферию канона: «В представлениях XIX столетия произведения Джентилески были чересчур драматичными, чересчур кровавыми, чересчур грубыми для „добродетельной“ художницы. Но их сила и мощь, на мой взгляд, созвучны современной атмосфере».

Материалы по теме
Просмотры: 27773
Популярные материалы
1
Жизнь Синди Шерман по кадрам собрала Национальная портретная галерея
Ретроспектива из 150 произведений Шерман показывает, как художницу вдохновили фильмы Хичкока и семейный альбом.
14 августа 2019
2
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL объявляет программу и запускает новый сайт
На третьем The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет в Москве с 9 по 15 сентября, покажут фильмы о Питере Линдберге, Христо и Шоне Скалли.
14 августа 2019
3
Центр документального кино выпускает в прокат фильм «Разум и искусство»
Документальная картина «Разум и искусство» исследует темную сторону творчества.
13 августа 2019
4
Искусство до и после Второй мировой войны выставили в цюрихском Кунстхаусе
На выставке «Час ноль. Искусство с 1933 по 1955 год» наряду с произведениями Альберто Джакометти, Пабло Пикассо и Джексона Поллока показаны работы швейцарских художников, которые не выставлялись десятилетиями.
13 августа 2019
5
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
6
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
7
В Музее Гуггенхайма изучают уличное искусство и протест начала 1980-х
Выставка состоит из двух десятков произведений Жан-Мишеля Баскиа и его современников, которые почти незаметно стали историей.
15 августа 2019
8
Классический выбор гения вкуса
Итальянская миссия архитектора Николая Львова — звезды эпохи Просвещения, построившего Приорат в Гатчине, пирамиды в усадьбах, церкви в виде кулича и пасхи.
16 августа 2019
9
Греческий скульптор Такис скончался на 94-м году жизни
Творчеством этого художника-самоучки, исследовавшего действие магнитного поля в своих кинетических работах, восхищались Дюшан и американские поэты-битники.
13 августа 2019
10
Выставка фонда IN ARTIBUS приехала в Новосибирск
Проект «Под одним небом» объединил произведения французских и русских художников XIX–XX веков.
16 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru