The Art Newspaper Russia
Поиск

Полотно Артемизии Джентилески выставил на торги Dorotheum

Созданное знаменитой представительницей итальянского барокко изображение Лукреции с XIX века находилось в частной коллекции и никогда прежде не выставлялось

На торгах венского аукционного дома Dorotheum 23 октября будет представлено изображающее Лукрецию полотно Артемизии Джентилески (1593–1654). Картина никогда прежде не экспонировалась и не выставлялась на торги.

Джентилески — одна из очень немногих известных сегодня художниц —представительниц итальянского барокко. Благодаря своим картинам, изображающим сильных женщин в драматических жизненных ситуациях, она стала своего рода женским символом мира старых мастеров в эпоху феминизма и кампании против сексуальных домогательств #MeToo. Вклад художниц, работавших в самые разные периоды истории искусства, постепенно переоценивается; на этом фоне стремительно растет интерес и к творчеству Джентилески, в центре которого стоят отважные героини классической мифологии.

В июле британская Национальная галерея приобрела у лондонского дилера Robilant + Voena за £3,6 млн «Автопортрет в образе святой Екатерины» (около 1615–1617) Джентилески. Другая ее работа, ранее неизвестная, была продана в декабре минувшего года на парижских торгах Drouot за рекордные €2,3 млн, что превысило в разы эстимейт в €300–400 тыс. На вопрос о том, будет ли Национальная галерея бороться за полотно на торгах Dorotheum, представительница музея ответила: «Национальная галерея никогда не дает комментариев касательно произведений, в приобретении которых она может быть — или не быть — заинтересована».

Росту интереса к творчеству художницы способствовала и выставка «Артемизия Джентилески и ее время», состоявшаяся в Музее Рима в 2016–2017 годах. Никола Спиноза включил изображение Лукреции как в каталог этой выставки, опубликованный в 2015 году, так и в каталог выставки Джентилески 2016 года в римском палаццо Браски.

По словам Марка Макдоннелла, возглавляющего в Dorotheum отдел старых мастеров, «Лукреция» сейчас находится в частной европейской коллекции, в которую она, по-видимому, попала приблизительно в середине XIX века. В тот самый период некое изображение Лукреции вошло в коллекцию семьи Ятта из Руво-ди-Пулья: в документах из семейного архива упоминается картина с belle donne nude con pugnale («красивыми обнаженными женщинами с кинжалами»). На торгах Dorotheum будет также представлено другое изображение Лукреции из этой же коллекции — кисти неаполитанской художницы XVII столетия Дианы де Роза.

«Лукреция» — первое полотно Артемизии Джентилески, с которым работает венский аукционный дом. Ее произведения в принципе редко оказываются на торгах, и в базе данных Artnet содержится информация всего о 62 работах художницы, выставлявшихся на аукцион — и всякий раз с невысоким эстимейтом. Как отмечает Макдоннелл, эстимейт картины (€500–700 тыс.) вновь «очень скромный и не отражает ее реальной рыночной стоимости, которая, как мы ожидаем, окажется куда выше».

«Вокруг атрибуции этого полотна велись ожесточенные споры, но и Никола Спиноза, и Риккардо Латтуада, проводивший экспертизу в Вене, убеждены, что его создала Джентилески», — говорит Макдоннелл, который посвятил работе с картиной полгода (с этой атрибуцией согласен и искусствовед Вольфганг Прохаска). Первоначально Спиноза отнес работу к флорентийскому периоду творчества Джентилески (конец 1620-х — начало 1630-х), но затем изменил свое мнение, предположив, что она была создана в 1640–1645 году, то есть уже в неаполитанский период. Латтуада также относит ее к неаполитанскому периоду, но к более ранней его части, приблизительно к 1630–1635 году, указывая на стилистическое сходство с произведениями Массимо Станционе, с которым художница работала в первое время после переезда в Неаполь, и Симона Вуэ, ее знакомого по Риму.

«При жизни Артемизия была скандальной фигурой — обращение в суд с иском против изнасиловавшего ее художника Агостино Тасси создало ей неоднозначную репутацию. Но она стремилась использовать эту репутацию и вынуждала своих покровителей сталкиваться лицом к лицу с этими трудными, жестокими сюжетами вокруг страдающих и сильных героинь», — говорит Марк Макдоннелл. По его словам, в XVIII и XIX веках ее творчество оказалось вытесненным на периферию канона: «В представлениях XIX столетия произведения Джентилески были чересчур драматичными, чересчур кровавыми, чересчур грубыми для „добродетельной“ художницы. Но их сила и мощь, на мой взгляд, созвучны современной атмосфере».

Материалы по теме
Просмотры: 27504
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru