The Art Newspaper Russia
Поиск

Хельсинки: русский след, северный модерн и Алвар Аалто

Май — отличное время для путешествия в столицу Финляндии. Сейчас там солнечно — и можно в полной мере оценить красоту архитектуры города, и еще достаточно прохладно, чтобы прочувствовать обаяние финского модернизма

Хельсинки — город небольшой и располагающий к прогулкам пешком. Главная улица — проспект Маннергейма, названный в честь генерала русской царской армии, ставшего маршалом, а затем президентом независимой Финляндии. На проспекте расположены Национальный музей, Музей современного искусства «Киасма» и концертный зал «Финляндия», шедевр финского модернизма, творение Алвара Аалто.

Исторический центр города — ансамбль Сенатской площади, собор, здание муниципалитета — очень напоминает Петербург. Неслучайно голливудские продюсеры во времена железного занавеса нередко отправлялись в Хельсинки снимать натуру для фильмов о России — в экранизации «Доктора Живаго» с Омаром Шарифом и «Белых ночей» с Михаилом Барышниковым. Сдержанный, немного «казарменный» классицизм становится первым стилем регулярной застройки Хельсинки. Финляндия вошла в состав Российской империи в 1809 году, а 12 апреля 1812 года Александр I объявил Гельсингфорс, небольшой провинциальный городок, столицей Великого княжества Финляндского, и здесь развернулось бурное строительство. 

Строили Хельсинки в модном тогда стиле ампир, с оглядкой на Санкт-Петербург. Символы города — сенат, кафедральный собор Святого Николая, президентский дворец, библиотека Хельсинкского университета, гвардейские казармы, главное здание военного училища — были возведены по проектам Карла Людвига Энгеля в первой половине XIX века. Архитектор жил и работал в Санкт-Петербурге, изучая местный ампир. Представить себе, как выглядел Гельсингфорс во второй половине XIX века, можно в расположенном на углу Сенатской площади Городском музее, где выставлен макет Хельсинки 1878 года.

Еще одна достопримечательность «русского Гельсингфорса» — Художественный музей Синебрюхова, единственная в Финляндии коллекция произведений старых мастеров. Купцы и пивовары Синебрюховы имя и состояние сделали в Великом княжестве Финляндском. В двухэтажном доме середины XIX века на улице Булеварди, где теперь музей, размещались жилые помещения и контора пивоваренного завода. О русских предпринимателях напоминает пивоваренная компания, которая и сегодня носит название Sinebrychoff. 

Порой кажется, что это два разных города: историческая архитектура в стиле позднего классицизма Гельсингфорса и современный Хельсинки с модернизмом построек Алвара Аалто, функционализмом Олимпийского стадиона и футуристической архитектурой (Музей современного искусства «Киасма» и Хельсинкский дом музыки). Связующим звеном между ними можно считать финский вариант модерна. На рубеже XIX–XX веков здесь сложился стиль, отмеченный специфически местными декоративными мотивами и фольклорными влияниями. Контрасты фактур, цветная керамическая плитка, рельеф — все эти приметы северного модерна можно найти на фасадах домов финской столицы. Искать северный модерн стоит в островном районе Катаянокка, недалеко от центра. Здесь же — краснокирпичный православный Успенский собор в псевдорусском стиле. 

Знакомство с финским модерном в Хельсинки надо начинать с Центрального железнодорожного вокзала (1919), вход в который охраняют суровые гранитные воины работы скульптора Эмиля Викстрёма. В здании из розового гранита, увенчанном башней с часами, в полной мере проявилось умение местных зодчих раскрывать свойства природных материалов. Восточная часть зала ресторана украшена росписью Ээро Ярнефельта, изображающей озеро Пиелисъярви. Кстати, если вы в Хельсинки проездом и отдаляться от вокзала не хотите, то за пару минут можно дойти до Атенеума с его коллекцией финской живописи, а также произведениями Винсента ван Гога, Эдварда Мунка, Ильи Репина.
Но главное архитектурное впечатление от Хельсинки — это наследие Алвара Аалто. Хотя если задаться целью полноценно погрузиться в его архитектуру, надо будет поездить по стране. В самом Хельсинки находятся два дома, построенные архитектором для себя, а также дворец «Финляндия», возведенный в 1972 году, и коллекция предметов Аалто и его последователей в Музее дизайна.

Собственный дом архитектора с мастерской (1933–1936) и офис его архитектурного бюро, построенный в 1950-х годах в десяти минутах ходьбы от дома, находятся в престижном квартале района Мунккиниеми. Район этот застраивался в основном в 1920–1950-е годы, после войны он вошел в состав муниципалитета Хельсинки, и сегодня это одна из самых богатых частей города. Добраться туда из центра можно за полчаса на трамвае номер 4 или прогуляться пешком, тем более что маршрут пролегает мимо «Киасмы» и дворца «Финляндия». Дома Аалто не так-то просто отыскать в этом тихом оазисе с очень скромными и очень дорогими виллами на берегу живописного залива. 

Построенный в начале 1930-х, дом Аалто из белого кирпича частично облицован деревом и оплетен виноградными лозами. Здание это стало эталоном простоты и образцом для других архитектурных проектов. В 1950-е Аалто был уже очень востребован и получал заказы со всего мира, и его архитектурному бюро стало тесно в офисной части дома, поэтому рядом он построил студию. Лаконичный фасад ее выкрашен в белый цвет и частично декорирован кирпичом. Стены скрывают сад во внутреннем дворе в форме амфитеатра.

Наконец, самая известная работа Аалто в Хельсинки — дворец «Финляндия», где с 1970-х годов проходят концерты и политические мероприятия. Напоминающий крепость, он словно вырастает из вод залива Тёёлёнлахти в центре города. Наклонная крыша дворца улучшает акустику в зале, а внутреннее убранство отражает природные формы и тона. Дважды в месяц Фонд Алвара Аалто организует экскурсии во дворец.

Аалто состоялся не только как архитектор, но и как дизайнер. Его справедливо называют одним из создателей скандинавского дизайна — синонима удобства, практичности и красоты. В 1933 году он открыл в Хельсинки собственную фирму Artek, которая начала выпуск предметов интерьера: популярных и сегодня моделей кресел, табуреток, ваз и торшеров. Познакомиться подробнее с историей финского дизайна можно в местном Музее дизайна, а приобрести изделия современных мастеров — в квартале галерей и дизайнерских магазинов непода­леку.  


Художественный музей Синебрюхова
www.sinebrychoffintaidemuseo.fi 

Павел Синебрюхов (1859–1917) был страстным коллекционером. После смерти его вдовы коллекция, включающая шедевры Яна ван Гойена, Лукаса Кранаха Старшего, Рембрандта, Тьеполо и других, перешла государству. Есть и выставочная программа. В настоящее время проходит выставка финского пейзажа «Небесные цвета. Синее и золотое».


Атенеум
www.ateneum.fi

Открытый в 1888 году, Атенеум с Музеем современного искусства «Киасма» и Музеем Синебрюхова образует Финскую национальную галерею. В основе его фонда — коллекция Художественного общества Финляндии. В музее представлено финское и зарубежное искусство 1750–1950-х годов. До середины мая в музее проходит выставка Франтишека Купки.


Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки
www.alvaraalto.fi 

Первое, что построил Аалто, переехав в Хельсинки из Йювяскюля в 1933 году, был его собственный дом, включающий в себя и офис (улица Риихитие, 20), в столичном пригороде Мунккиниеми. И в доме, и в студии Аалто каждый день проводят экскурсии для групп до 20 человек, а этим летом — и в его загородном доме в Йювяскюле.


Музей дизайна
www.designmuseum.fi

Постоянная экспозиция музея, возникшего как коллекция предметов при Школе прикладных искусств, рассказывает историю финского дизайна начиная с 1870 года и до наших дней. Постоянно открываются и выставки. До 22 сентября здесь можно увидеть выставку «Тайная Вселенная» молодых талантливых дизайнеров Ааму Сонг и Йохана Олина.

Материалы по теме
Просмотры: 3310
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru