The Art Newspaper Russia
Поиск

Почему дома Алвара Аалто и финская чашка никогда не выйдут из моды

В Эрмитаже представят лучшее из финской архитектуры и дизайна за полвека

Ээеро Аарнио. Подвесное кресло «Пузырь». Фабрика «Аско». 1970
Из архива Ээро Аарнио © Photo: Studio Pietinen

Ээеро Аарнио. Подвесное кресло «Пузырь». Фабрика «Аско». 1970
Из архива Ээро Аарнио © Photo: Studio Pietinen

Идея выставки, придуманной куратором Ксенией Малич, — поразмышлять, почему финская архитектура, которая как самостоятельное профессиональное занятие появилась чуть больше 100 лет назад, быстро стала лидером модернизма; почему финский дизайн, который еще моложе (в промышленных масштабах он развивается с первых послевоенных лет), не выходит из моды, а некоторые предметы, придуманные тогда, выпускаются до сих пор. Версия куратора: финская архитектура проста, честна, практична, но не тотальна, оставляет место для приватного. Кроме того, сохраняет черты романтичности, встроена в окружающую среду.

Иначе зачем Алвар Аалто сделал волнистый деревянный потолок в конференц-зале библиотеки в Выборге и повторил этот прием для стен павильона Финляндии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, чтобы рассказать о своей стране? С дизайном похожая картина: с одной стороны, предельная функциональность, а с другой — светильники Ручная граната и Улей, табуретка на трех ножках того же Аалто. Для доказательства привлечены чертежи, фотографии, макеты, предметы, документальное кино из собраний Музея дизайна, Музея финской архитектуры в Хельсинки и Музея Алвара Аалто в Ювяскюля.

Из наследия Аалто выделим модель 100-метрового памятника (он же маяк) Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Это цилиндр, на всю свою высоту охваченный спиралевидным пандусом. К золотому поколению относится и рано ушедший из жизни Паули Бломстедт, автор отеля Pohjanhovi в Рованиеми — образца раннего модернизма, или, как его называли в Финляндии, «белого функционализма», со сложной игрой легко читаемых объемов. Здание погибло во время Второй мировой войны. Последний в этом ряду — Матти Суронен с его домом Футуро в виде белой летающей тарелки. Было выпущено около 100 экземпляров, два купил СССР перед Олимпиадой-80.

Золотые люди дизайна начались с Кая Франка, который в 1945-м возглавил фабрику «Арабия» и вскоре выпустил серию посуды Килта, продержавшуюся на рынке больше 30 лет. Чашки вкладывались друг в друга и занимали мало места. Еще дольше продавалась серия посуды из прессованного стекла Бетенблинк Айно Аалто — она выглядит как аккуратно сложенные в стопку бублики. Стулья из березы Илмари Тапиоваара были удобны в транспортировке, и поэтому хорошо продавались в США, где назывались Finnchair. Чтобы выверить эргономику, Тапиоваара садился в болванку, обмазанную глиной. Но самым знаменитым дизайнером мебели стал Ээро Аарнио: в его кресле Мяч мягкое сиденье встроено в полую полусферу, а деконструктивистские Пастилка и Помидор хоть и заставляют сидеть на жестком пластике, зато долговечны. Золотой девушкой стала дизайнер по тканям Майя Исола, которая создала 500 образцов, особенно хороша Метла ведьмы. Не забыт и фотограф Маркус Петрелиус, который просил моделей не надевать аксессуары и всегда снимать обувь.

14.11 — 31.01
Государственный Эрмитаж. Главный музейный комплекс
Просмотры: 4658
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru