18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почему дома Алвара Аалто и финская чашка никогда не выйдут из моды

№38
Материал из газеты

В Эрмитаже представят лучшее из финской архитектуры и дизайна за полвека

Идея выставки, придуманной куратором Ксенией Малич, — поразмышлять, почему финская архитектура, которая как самостоятельное профессиональное занятие появилась чуть больше 100 лет назад, быстро стала лидером модернизма; почему финский дизайн, который еще моложе (в промышленных масштабах он развивается с первых послевоенных лет), не выходит из моды, а некоторые предметы, придуманные тогда, выпускаются до сих пор. Версия куратора: финская архитектура проста, честна, практична, но не тотальна, оставляет место для приватного. Кроме того, сохраняет черты романтичности, встроена в окружающую среду.

Иначе зачем Алвар Аалто сделал волнистый деревянный потолок в конференц-зале библиотеки в Выборге и повторил этот прием для стен павильона Финляндии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, чтобы рассказать о своей стране? С дизайном похожая картина: с одной стороны, предельная функциональность, а с другой — светильники Ручная граната и Улей, табуретка на трех ножках того же Аалто. Для доказательства привлечены чертежи, фотографии, макеты, предметы, документальное кино из собраний Музея дизайна, Музея финской архитектуры в Хельсинки и Музея Алвара Аалто в Ювяскюля.

Из наследия Аалто выделим модель 100-метрового памятника (он же маяк) Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Это цилиндр, на всю свою высоту охваченный спиралевидным пандусом. К золотому поколению относится и рано ушедший из жизни Паули Бломстедт, автор отеля Pohjanhovi в Рованиеми — образца раннего модернизма, или, как его называли в Финляндии, «белого функционализма», со сложной игрой легко читаемых объемов. Здание погибло во время Второй мировой войны. Последний в этом ряду — Матти Суронен с его домом Футуро в виде белой летающей тарелки. Было выпущено около 100 экземпляров, два купил СССР перед Олимпиадой-80.

Золотые люди дизайна начались с Кая Франка, который в 1945-м возглавил фабрику «Арабия» и вскоре выпустил серию посуды Килта, продержавшуюся на рынке больше 30 лет. Чашки вкладывались друг в друга и занимали мало места. Еще дольше продавалась серия посуды из прессованного стекла Бетенблинк Айно Аалто — она выглядит как аккуратно сложенные в стопку бублики. Стулья из березы Илмари Тапиоваара были удобны в транспортировке, и поэтому хорошо продавались в США, где назывались Finnchair. Чтобы выверить эргономику, Тапиоваара садился в болванку, обмазанную глиной. Но самым знаменитым дизайнером мебели стал Ээро Аарнио: в его кресле Мяч мягкое сиденье встроено в полую полусферу, а деконструктивистские Пастилка и Помидор хоть и заставляют сидеть на жестком пластике, зато долговечны. Золотой девушкой стала дизайнер по тканям Майя Исола, которая создала 500 образцов, особенно хороша Метла ведьмы. Не забыт и фотограф Маркус Петрелиус, который просил моделей не надевать аксессуары и всегда снимать обувь.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+