The Art Newspaper Russia
Поиск

Немецкие музеи требуют смягчения авторских прав

Художественные институции Германии не могут выложить свои коллекции в открытый доступ в Сеть из-за высоких авторских отчислений. Ведомство, собирающее эти деньги, согласно с необходимостью перемен

Немецкие музеи вместе с VG Bild-Kunst — ассоциацией, взимающей плату за авторские права от имени художников, — намерены организовать кампанию в поддержку нового законодательства, которое позволит учреждениям культуры размещать в интернете изображения произведений послевоенного и современного искусства из своих коллекций, избежав и огромных переплат, и обкрадывания авторов.

В отличие от коллег из США и Великобритании, немецкие музейщики пока с трудом пробираются в цифровое будущее. Исследование, проведенное Немецкой ассоциацией музеев в начале 2018 года, выявило «катастрофическое» отставание в области оцифровки коллекций. Основные причины — нехватка персонала, отсутствие ноу-хау и ресурсов, а также процветающая бюрократия. Государственные музеи — в Германии их большинство — могут, например, столкнуться даже с запретом на использование социальных сетей.

Музеи во всем мире стремятся расширить доступ к своим коллекциям, выложив их в интернет, однако, как говорит Бернхард Мац, генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи, в которую входит 18 собраний, включая Пинакотеку современности в Мюнхене — крупнейший в Германии музей современного искусства, этому благородному стремлению мешает, среди прочего, стоимость приобретения прав на воспроизведение послевоенных и современных работ.

Инициатива германских музейщиков касается произведений ныне здравствующих художников и авторов, скончавшихся за последние 70 лет, то есть тех, чье творчество еще не стало достоянием общественности. Из-за высокой стоимости и административных проволочек при ведении переговоров по вопросам авторского права на воспроизведение таких работ Баварская государственная коллекция картин, по словам ее директора, не смогла разместить в Сети изображения 15 тыс. экспонатов — около половины своего собрания. «Сейчас в интернете мертвые художники живы, а живые — мертвы, — говорит Мац. — У нас нет ресурсов для оплаты авторских прав. Мы хотим обратить внимание политиков и культурных учреждений на эту проблему».

Около полусотни германских музеев, библиотек и архивов подписали так называемую Мюнхенскую ноту — петицию, призывающую принять законодательные меры по этому вопросу на федеральном и европейском уровне. Наряду с Баварской государственной коллекцией картин требование поддержали Архив Documenta в Касселе, Музей Штеделя во Франкфурте, Государственное художественное собрание Дрездена и VG Bild-Kunst.

В открытом письме предлагается ввести фиксированную плату за авторское право для музеев и иных культурных институций, а также обеспечить государственное финансирование для покрытия этих расходов, гарантируя при этом, что художники будут получать положенное вознаграждение. Выдвигается и требование законодательно ограничить «кадрирование», когда другие сайты ссылаются на принадлежащие музею изображения без его согласия или выплат в рамках авторского права.

«В наших же интересах найти решение проблемы, — говорит Хельге Лангхофф, глава отдела лицензирования VG Bild-Kunst. — Мы хотим, чтобы работы художников были представлены в интернете». Лангхофф считает, что законопроект ЕС, касающийся искусства онлайн, будет необходим в долгосрочной перспективе. «Это не произойдет в одночасье, — подтверждает он, — но легче инициировать процесс и завоевать политическую поддержку в Германии, если мы и музеи договоримся».

Среди немногих музеев в Германии, уже выложивших свои коллекции в интернет, — мангеймский Кунстхалле, поддержавший Мюнхенскую ноту. Пожертвований на строительство нового крыла, по словам директора музея Ульрике Лоренц, хватило и на комплексную цифровую стратегию. Музей заключил трехлетний общий договор с VG Bild-Kunst на лицензирование изображений послевоенных и современных произведений искусства для своей онлайн-коллекциии и теперь намерен внимательно следить за посещаемостью сайта. «Это фундаментальный вопрос, — считает Лоренц. — Если мы не решим его с помощью лицензий, контролируемых музеями и приемлемых для художников, все это может привести к искажению нашей культурной памяти». 

Просмотры: 2437
Популярные материалы
1
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
3
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
4
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
5
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
6
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
7
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
8
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru