The Art Newspaper Russia
Поиск

Нужен ли Tinder для коллекционеров?

Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики

Выступая в январе на дискуссии Talking Galleries в Барселоне, соучредитель Unit London Джо Кеннеди задел присутствовавших за живое своими рассуждениями о том, что нужно делать галереям, чтобы сохранить значение в основанном на принципе потребления мире. «Вовлеченность — валюта ХХI века», — заявил он и привел в пример Spotify, Uber и Tinder как компании, которые обращаются к потребителям с вопросом: «Чего бы вам хотелось?».

В чем же заключается его идея? В том, что галереи, желающие порвать с системой, которая тянет их на периферию бизнеса, должны заимствовать методы этих компаний.

Мысль о том, что мнение публики может играть роль одного из факторов формирования вкуса, вероятно, ужаснет традиционных арт-дилеров, но эффективность этого маркетингового инструмента нельзя игнорировать. В феврале в Лондоне состоялся организованный Invaluable Глобальный саммит аукционных домов. Выступавший на нем Ивен Бирд, возглавляющий в банке US Trust направление связанных с искусством услуг, обратил внимание участников на ролик из рекламной кампании Christie’s, выпущенный в преддверии нашумевших торгов, на которых за рекордную сумму был продан «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Бирд отметил, что в центре внимания на видео была не сама картина, а смотрящие на нее люди. «Christie’s сделал их главными героями», — подчеркнул он.

Лондонский дилер редких книг и карт Дэниел Крауч вложил в VR-технологии десятки тысяч фунтов, чтобы предложить потенциальным покупателям на мартовской ярмарке TEFAF в Маастрихте возможность виртуально прогуляться по Амстердаму XVI века и Парижу XVIII столетия. «Вы можете самостоятельно выбирать маршрут», — отмечает Крауч и сравнивает этот опыт с нашумевшим фильмом «Черное зеркало. Брандашмыг» компании Netflix, в котором зритель может влиять на развитие сюжета.

Вовлечение через персонализованность — это, вероятно, самое лучшее, на что могут рассчитывать дилеры. В феврале на лос-анджелесскую Frieze тем, кого интересовали только еда, бар и поверхностное знакомство с искусством, предлагались билеты по сниженной цене — $20 вместо $50, не дававшие права посещать основные секции ярмарки. Такое решение организаторов рифмуется с еще одним наблюдением Кеннеди: «В этой плоской экономической системе нет места спекуляциям на социальной иерархии и эксклюзивности».

Звучит ново и революционно, но в то же время вызывает ряд серьезных вопросов. Поиски общего знаменателя представляются продуктивными и желанными далеко не всем, о чем свидетельствуют общественные реалии эпохи выхода Великобритании из Европейского союза и президентства Дональда Трампа в США. В то же время необходимо учитывать, что в современном мире уже невозможно не придавать значения силе общественных предпочтений, будь то искусство или политика. В условиях беспокойного и перенасыщенного арт-рынка ограниченная, оторванная от окружающей действительности выставочная программа легко может пройти незамеченной.

Возможно, игрокам арт-рынка удастся отыскать некий третий путь, позволяющий сочетать уважение к знаточеству с вовлеченностью публики. И хотя образ мира, о котором начинают говорить Кеннеди и другие, — не то будущее, которого хотели бы традиционалисты, оно уже наступило. 

Материалы по теме
Просмотры: 3494
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
3
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
4
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
5
В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter
Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен.
16 сентября 2019
6
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском побила рекорд посещаемости
Экспозиция, объединившая разделенное между Москвой и Петербургом дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов фабриканта и мецената Сергея Щукина, стала самой популярной в ГМИИ им. А.С.Пушкина за почти 40 лет
16 сентября 2019
7
Полиция ищет золотой унитаз Маурицио Каттелана
Скульптуру «Америка» стоимостью £4,8 млн украли с выставки «Победа не вариант» во дворце Бленхейм вскоре после ее открытия.
16 сентября 2019
8
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
9
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
10
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru