The Art Newspaper Russia
Поиск

Нужен ли Tinder для коллекционеров?

Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики

Выступая в январе на дискуссии Talking Galleries в Барселоне, соучредитель Unit London Джо Кеннеди задел присутствовавших за живое своими рассуждениями о том, что нужно делать галереям, чтобы сохранить значение в основанном на принципе потребления мире. «Вовлеченность — валюта ХХI века», — заявил он и привел в пример Spotify, Uber и Tinder как компании, которые обращаются к потребителям с вопросом: «Чего бы вам хотелось?».

В чем же заключается его идея? В том, что галереи, желающие порвать с системой, которая тянет их на периферию бизнеса, должны заимствовать методы этих компаний.

Мысль о том, что мнение публики может играть роль одного из факторов формирования вкуса, вероятно, ужаснет традиционных арт-дилеров, но эффективность этого маркетингового инструмента нельзя игнорировать. В феврале в Лондоне состоялся организованный Invaluable Глобальный саммит аукционных домов. Выступавший на нем Ивен Бирд, возглавляющий в банке US Trust направление связанных с искусством услуг, обратил внимание участников на ролик из рекламной кампании Christie’s, выпущенный в преддверии нашумевших торгов, на которых за рекордную сумму был продан «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Бирд отметил, что в центре внимания на видео была не сама картина, а смотрящие на нее люди. «Christie’s сделал их главными героями», — подчеркнул он.

Лондонский дилер редких книг и карт Дэниел Крауч вложил в VR-технологии десятки тысяч фунтов, чтобы предложить потенциальным покупателям на мартовской ярмарке TEFAF в Маастрихте возможность виртуально прогуляться по Амстердаму XVI века и Парижу XVIII столетия. «Вы можете самостоятельно выбирать маршрут», — отмечает Крауч и сравнивает этот опыт с нашумевшим фильмом «Черное зеркало. Брандашмыг» компании Netflix, в котором зритель может влиять на развитие сюжета.

Вовлечение через персонализованность — это, вероятно, самое лучшее, на что могут рассчитывать дилеры. В феврале на лос-анджелесскую Frieze тем, кого интересовали только еда, бар и поверхностное знакомство с искусством, предлагались билеты по сниженной цене — $20 вместо $50, не дававшие права посещать основные секции ярмарки. Такое решение организаторов рифмуется с еще одним наблюдением Кеннеди: «В этой плоской экономической системе нет места спекуляциям на социальной иерархии и эксклюзивности».

Звучит ново и революционно, но в то же время вызывает ряд серьезных вопросов. Поиски общего знаменателя представляются продуктивными и желанными далеко не всем, о чем свидетельствуют общественные реалии эпохи выхода Великобритании из Европейского союза и президентства Дональда Трампа в США. В то же время необходимо учитывать, что в современном мире уже невозможно не придавать значения силе общественных предпочтений, будь то искусство или политика. В условиях беспокойного и перенасыщенного арт-рынка ограниченная, оторванная от окружающей действительности выставочная программа легко может пройти незамеченной.

Возможно, игрокам арт-рынка удастся отыскать некий третий путь, позволяющий сочетать уважение к знаточеству с вовлеченностью публики. И хотя образ мира, о котором начинают говорить Кеннеди и другие, — не то будущее, которого хотели бы традиционалисты, оно уже наступило. 

Материалы по теме
Просмотры: 1992
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Суд оштрафовал немца, который пытался продать выброшенные Герхардом Рихтером эскизы
Власти Германии постановили, что такая попытка реализации произведений одного из самых дорогих художников в мире является незаконной.
25 апреля 2019
3
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
4
Sotheby’s показывает в Москве топ-лоты трех торгов
Аукционный дом привез на трехдневную выставку работы Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Уильяма Тернера и Питера Брейгеля Младшего.
24 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
7
«Три коллекции» по-петербургски
Большая выставка работ исключительно из частных петербургских коллекций открыта в Русском музее.
24 апреля 2019
8
Похищенная картина Поля Синьяка возвращена Франции украинскими властями
Произведение постимпрессиониста «Порт Ла-Рошель», украденное в 2018 году из музея Нанси группой граждан Украины, вручено французскому послу в Киеве.
24 апреля 2019
9
Арт-уик-энд
Фестиваль «Дни авангарда», приключения голландского архитектора в Сибири в 1920-е годы и концерт современной британской музыки в ГМИИ.
19 апреля 2019
10
Больше чем сравнение и контраст
Взаимовлияние Мантеньи и Беллини можно воспринимать в качестве ключа к пониманию их подлинной роли в искусстве Возрождения.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru