The Art Newspaper Russia
Поиск

Новое здание Художественного музея округа Лос-Анджелес грозит стать катастрофой

На этой неделе в совете округа проходит голосование, которое определит судьбу проекта стоимостью $650 млн. Новая ипостась музея может обойтись культуре слишком дорого

Чуть больше десяти лет назад Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), пытался реализовать инсталляцию Джеффа Кунса «Поезд». Идея заключалась в том, чтобы при помощи подъемного крана подвесить в воздухе перед фасадом Галереи Ахмансона реплику старинного паровоза натуральной величины и тяжести. Но эта потрясающая фантазия о потенциальном крушении не выдержала столкновения с реальностью: она была слишком дорогой и сложной с инженерной точки зрения, и Говану пришлось с ней расстаться.

По иронии судьбы именно Майкл Гован сейчас упорно настаивает на перестройке музея, которая может привести его в аналогичное состояние грозящей крушением подвешенности. Он хочет заменить четыре музейных корпуса, три из которых были построены в 1960-е, а один — в 1986 году, приподнятым над землей остекленным зданием в форме амебы по проекту швейцарского архитектора Петера Цумтора, которое будет не только тянуться вдоль бульвара Уилшир, но и нависать над ним. Местные жители заранее возмущены помпезностью этого плана и непрошенной инсталляцией. На этой неделе проходит голосование Наблюдательного совета округа Лос-Анджелес, которое решит судьбу проекта и его ближайшего финансирования траншами в $125 млн и $300 млн.

В политике нужно искать, кому выгодно то или иное решение, но в архитектуре значение имеет прежде всего площадь, и автор этой статьи нанял архитектора, который проанализировал проект. Обнаружилось, что площадь здания Цумтора меньше суммарной площади четырех старых зданий на 13331,5 кв. м (то есть на 37%), а запланированное галерейное пространство в нем меньше на 4924 кв. м (или на 33%). Общая протяженность стен уменьшится на 2286 м — более чем на 2 км, а это значит, что около 1,5 тыс. произведений искусства отправятся в хранилище. Кроме того, в результате потери 6038 кв. м офисного пространства музей будет вынужден арендовать офисы вне своей территории, что будет обходиться в $3,6 млн в год, а кураторы и руководители отделов потеряют непосредственную связь с коллекциями.

Вероятно, это единственная в истории Америки крупная перестройка музея, проект которой подразумевает не расширение, а сокращение пространства — особенно непродуктивное с учетом того, что с 1986 года, когда открыли самое новое в музейном комплексе здание, кураторы LACMA, в том числе сам Гован, увеличили коллекцию музея на десятки тысяч экспонатов. Музей отчаянно нуждается в дополнительном пространстве.

За десять лет проектной работы музей не опубликовал даже приблизительного плана нового галерейного пространства площадью 13354 кв. м, нависающего над бульваром. Но по нечетким отрисовкам его интерьеров можно понять, что речь идет о единообразном дизайне с освещенными естественным светом пространствами, разграниченными стенами из текстурного бетона. Помимо того, что число галерей резко сократится, дизайн не предполагает никаких нюансов для показа коллекций разных отделов — современного, европейского, исламского искусства, искусства Китая, Южной и Юго-Восточной Азии, доколумбовой Америки, которым требуются адаптированные под нужды экспонатов пространства.

Это умышленная гомогенность: в проекте намеренно устранено деление на отделы. Гован хочет избавиться от него в соответствии с нынешней музейной модой на разрушение границ между разными дисциплинами, историческими периодами и географическими территориями. Многочисленные отдельные коллекции LACMA попадут в своего рода громадный лотерейный барабан с 130 тыс. экспонатами, из которого кураторы смогут вытягивать объекты для создания междисциплинарных кросс-культурных тематических выставок, свободных от ложных ограничивающих категорий, создававшихся белыми мужчинами на протяжении столетий.

Когда в 2006 году Майкл Гован возглавил музей, жителям Лос-Анджелеса было ясно, что он собирается освежить его оригинальной архитектурой, ведь за плечами у него была работа в таких ярких зданиях, как Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао и Dia Art Foundation в городе Бикон. Но никто не ожидал, что он выберет дизайн, который разрушит сложившуюся более чем за столетие структуру музея. LACMA просто было нужно чуть больше пространства, которое работало бы на коллекции, а не против них. Видение Гована прекрасно подходило для Dia, где искусство минималистов купалось в естественном свете, который культивировал художник Роберт Ирвин в перестроенном здании старой фабрики. Но у LACMA, как и у Метрополитен-музея или Чикагского института искусств, уже есть цельная жизнеспособная организационная структура, не нуждающаяся в деконструкции при помощи дизайна, не признающего различий между разными категориями экспонатов.

Материалы по теме
Просмотры: 2788
Популярные материалы
1
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
2
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
3
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
6
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
7
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
8
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
9
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
10
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru