18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Космическая одиссея сюрреалиста Роберто Матты в Эрмитаже

№72
Материал из газеты

Ретроспектива знаменитого мистика «Роберто Матта и четвертое измерение» открылась в Петербурге

Эрмитаж получил на выставку 94 работы Роберто Матты (1911–2002) из 24 частных собраний и двух фондов Великобритании, Израиля, Италии, Мексики, США, Франции и Швейцарии. И это первый российский показ работ Матты, мистика и сюрреалиста, чилийца по рождению и француза по паспорту. 

Матта настаивал на том, что родился 11.11.11 — 11 ноября 1911 года, хотя, по другой версии, это событие произошло годом позже. После получения в Сантьяго диплома архитектора Матта уехал в Париж, работал в мастерской  Ле Корбюзье. Во Франции он познакомился с Пабло Нерудой, в Испании — с Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой, которые порекомендовали его идеологу сюрреализма Андре Бретону. Тот в 1938 году включает картины Матты в состав своей легендарной выставки сюрреалистов. 

В ранний период художник создавал «желатиновые» пейзажи и космические пространства, наполненные жуткими органическими формами неестественных флуоресцентных цветов. Позже Марсель Дюшан заметил, что Матта открыл для художников космос. А Бретон говорил, что он «особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной».

С началом Второй мировой Матта вместе с Дюшаном и Бретоном перебрался в США. Там художник развил придуманное Бретоном понятие les grands transparents — невидимых сущностей, окружающих людей, создавал пятиметровые полотна («ландшафты сознания»). Студия Матты в Гринвич-Виллидже в Нью-Йорке стала местом встреч адептов абстрактного экспрессионизма — Аршила Горки, Джексона Поллока, Марка Ротко, Роберта Мазеруэлла. Самоубийство Горки нередко списывают на Матту, но и помимо ухода жены к коллеге-художнику у Горки было много причин свести счеты с жизнью. 
Однако в США Матта не прижился. После войны вернулся в Европу, но и там ему не удалось конвертировать свои достижения в массмедийную славу. Впрочем, Десмонд Моррис в недавно вышедшей на русском книге «Сюрреалисты в жизни» приводит такие слова художника: «Я интересуюсь только неизвестным, и я работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии. В некрологе в The New York Times была приведена другая его цитата: «Истинное искусство — это воображение, нечто беспристрастное, необходимое каждому, потому что порождает такой вид энергии, который не может превратиться в насилие». 

Откуда взялось «четвертое измерение»? По словам Дмитрия Озеркова, сокуратора выставки, в конце ­1930-х Матта обсуждал в Лондоне с Томасом Элиотом и Олдосом Хаксли идеи русского мистика Петра Успенского (1878–1947), который выступал там с лекциями. В трактатах Tertium Organum и «Четвертое измерение» Успенский описывает пространство четырех измерений как бесконечное и многосложное повторение во времени нашего трехмерного пространства. В этом пространстве «должны соприкасаться... различные, даже очень отдаленные точки нашего пространства и времени», а предмет «должен быть виден не только со всех сторон, но и до и после». Искусство — «вне логики, вне трехмерной сферы». Согласно Успенскому, «оно сближает человека с таинственным миром четырех измерений». 

Дмитрий Озерков усматривает общность творчества Матты, основанного на теориях Успенского, с произведениями Павла Филонова и Павла Челищева. Но мейнстрим искусства ХХ века предпочел чистую абстракцию.  

Государственный Эрмитаж
Роберто Матта и четвертое измерение
10 апреля – 30 июня

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+