The Art Newspaper Russia
Поиск

Космическая одиссея сюрреалиста Роберто Матты в Эрмитаже

Ретроспектива знаменитого мистика «Роберто Матта и четвертое измерение» открылась в Петербурге

Эрмитаж получил на выставку 94 работы Роберто Матты (1911–2002) из 24 частных собраний и двух фондов Великобритании, Израиля, Италии, Мексики, США, Франции и Швейцарии. И это первый российский показ работ Матты, мистика и сюрреалиста, чилийца по рождению и француза по паспорту. 

Матта настаивал на том, что родился 11.11.11 — 11 ноября 1911 года, хотя, по другой версии, это событие произошло годом позже. После получения в Сантьяго диплома архитектора Матта уехал в Париж, работал в мастерской  Ле Корбюзье. Во Франции он познакомился с Пабло Нерудой, в Испании — с Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой, которые порекомендовали его идеологу сюрреализма Андре Бретону. Тот в 1938 году включает картины Матты в состав своей легендарной выставки сюрреалистов. 

В ранний период художник создавал «желатиновые» пейзажи и космические пространства, наполненные жуткими органическими формами неестественных флуоресцентных цветов. Позже Марсель Дюшан заметил, что Матта открыл для художников космос. А Бретон говорил, что он «особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной».

С началом Второй мировой Матта вместе с Дюшаном и Бретоном перебрался в США. Там художник развил придуманное Бретоном понятие les grands transparents — невидимых сущностей, окружающих людей, создавал пятиметровые полотна («ландшафты сознания»). Студия Матты в Гринвич-Виллидже в Нью-Йорке стала местом встреч адептов абстрактного экспрессионизма — Аршила Горки, Джексона Поллока, Марка Ротко, Роберта Мазеруэлла. Самоубийство Горки нередко списывают на Матту, но и помимо ухода жены к коллеге-художнику у Горки было много причин свести счеты с жизнью. 
Однако в США Матта не прижился. После войны вернулся в Европу, но и там ему не удалось конвертировать свои достижения в массмедийную славу. Впрочем, Десмонд Моррис в недавно вышедшей на русском книге «Сюрреалисты в жизни» приводит такие слова художника: «Я интересуюсь только неизвестным, и я работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии. В некрологе в The New York Times была приведена другая его цитата: «Истинное искусство — это воображение, нечто беспристрастное, необходимое каждому, потому что порождает такой вид энергии, который не может превратиться в насилие». 

Откуда взялось «четвертое измерение»? По словам Дмитрия Озеркова, сокуратора выставки, в конце ­1930-х Матта обсуждал в Лондоне с Томасом Элиотом и Олдосом Хаксли идеи русского мистика Петра Успенского (1878–1947), который выступал там с лекциями. В трактатах Tertium Organum и «Четвертое измерение» Успенский описывает пространство четырех измерений как бесконечное и многосложное повторение во времени нашего трехмерного пространства. В этом пространстве «должны соприкасаться... различные, даже очень отдаленные точки нашего пространства и времени», а предмет «должен быть виден не только со всех сторон, но и до и после». Искусство — «вне логики, вне трехмерной сферы». Согласно Успенскому, «оно сближает человека с таинственным миром четырех измерений». 

Дмитрий Озерков усматривает общность творчества Матты, основанного на теориях Успенского, с произведениями Павла Филонова и Павла Челищева. Но мейнстрим искусства ХХ века предпочел чистую абстракцию.  

Государственный Эрмитаж
Роберто Матта и четвертое измерение
10 апреля – 30 июня

Просмотры: 2712
Популярные материалы
1
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
2
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
3
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
4
Рисунок помог экспертам установить авторство Боттичелли
Ранее «Мадонну с младенцем» из коллекции Национального музея Кардиффа считали копией.
18 ноября 2019
5
Парижский монетный двор закрывает программу современного искусства
Ретроспектива Кики Смит станет последней в выставочной программе Монетного двора из-за ее низкой посещаемости.
19 ноября 2019
6
Дмитрий Волков: «Готов побыть медиумом для художников»
28 ноября в MMOMA откроется совместная с фондом SDV Arts&Science Foundation выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке». Мы поговорили с инициатором проекта — коллекционером и меценатом.
18 ноября 2019
7
Выставка последнего «бубнововалетца» Моисея Фейгина открывается в галерее Artstory
«И смеюсь, и плачу» — так описывал суть своего искусства Моисей Фейгин, соратник Аристарха Лентулова и Ильи Машкова.
21 ноября 2019
8
«Подарок» из работ Пикассо его электрику признали кражей
Пьер Ле Геннек и его жена Даниель на протяжении 40 лет тайно хранили в гараже 271 работу художника.
21 ноября 2019
9
Молодые художники получили «Премию СПб»
Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги
19 ноября 2019
10
ГМИИ им. А.С.Пушкина откроет филиал в Самаре
Основной акцент в работе филиала планируется сделать на взаимодействии с молодежью, изучении мировых цивилизаций и показе произведений мирового искусства.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru