The Art Newspaper Russia
Поиск

Космическая одиссея сюрреалиста Роберто Матты в Эрмитаже

Ретроспектива знаменитого мистика «Роберто Матта и четвертое измерение» открылась в Петербурге

Эрмитаж получил на выставку 94 работы Роберто Матты (1911–2002) из 24 частных собраний и двух фондов Великобритании, Израиля, Италии, Мексики, США, Франции и Швейцарии. И это первый российский показ работ Матты, мистика и сюрреалиста, чилийца по рождению и француза по паспорту. 

Матта настаивал на том, что родился 11.11.11 — 11 ноября 1911 года, хотя, по другой версии, это событие произошло годом позже. После получения в Сантьяго диплома архитектора Матта уехал в Париж, работал в мастерской  Ле Корбюзье. Во Франции он познакомился с Пабло Нерудой, в Испании — с Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой, которые порекомендовали его идеологу сюрреализма Андре Бретону. Тот в 1938 году включает картины Матты в состав своей легендарной выставки сюрреалистов. 

В ранний период художник создавал «желатиновые» пейзажи и космические пространства, наполненные жуткими органическими формами неестественных флуоресцентных цветов. Позже Марсель Дюшан заметил, что Матта открыл для художников космос. А Бретон говорил, что он «особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной».

С началом Второй мировой Матта вместе с Дюшаном и Бретоном перебрался в США. Там художник развил придуманное Бретоном понятие les grands transparents — невидимых сущностей, окружающих людей, создавал пятиметровые полотна («ландшафты сознания»). Студия Матты в Гринвич-Виллидже в Нью-Йорке стала местом встреч адептов абстрактного экспрессионизма — Аршила Горки, Джексона Поллока, Марка Ротко, Роберта Мазеруэлла. Самоубийство Горки нередко списывают на Матту, но и помимо ухода жены к коллеге-художнику у Горки было много причин свести счеты с жизнью. 
Однако в США Матта не прижился. После войны вернулся в Европу, но и там ему не удалось конвертировать свои достижения в массмедийную славу. Впрочем, Десмонд Моррис в недавно вышедшей на русском книге «Сюрреалисты в жизни» приводит такие слова художника: «Я интересуюсь только неизвестным, и я работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии. В некрологе в The New York Times была приведена другая его цитата: «Истинное искусство — это воображение, нечто беспристрастное, необходимое каждому, потому что порождает такой вид энергии, который не может превратиться в насилие». 

Откуда взялось «четвертое измерение»? По словам Дмитрия Озеркова, сокуратора выставки, в конце ­1930-х Матта обсуждал в Лондоне с Томасом Элиотом и Олдосом Хаксли идеи русского мистика Петра Успенского (1878–1947), который выступал там с лекциями. В трактатах Tertium Organum и «Четвертое измерение» Успенский описывает пространство четырех измерений как бесконечное и многосложное повторение во времени нашего трехмерного пространства. В этом пространстве «должны соприкасаться... различные, даже очень отдаленные точки нашего пространства и времени», а предмет «должен быть виден не только со всех сторон, но и до и после». Искусство — «вне логики, вне трехмерной сферы». Согласно Успенскому, «оно сближает человека с таинственным миром четырех измерений». 

Дмитрий Озерков усматривает общность творчества Матты, основанного на теориях Успенского, с произведениями Павла Филонова и Павла Челищева. Но мейнстрим искусства ХХ века предпочел чистую абстракцию.  

Государственный Эрмитаж
Роберто Матта и четвертое измерение
10 апреля – 30 июня

Просмотры: 2547
Популярные материалы
1
Завод по производству бессмертия: открылась Уральская биеннале
В Екатеринбурге на главной выставке 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 76 художников из 25 стран рассуждают о том, как избежать тлена. Своими впечатлениями делится главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.
13 сентября 2019
2
Изданы фрагменты биографии Тинторетто
Впервые на русском языке вышла монография, которую Жан-Поль Сартр писал два десятилетия, но завершить так и не сумел.
13 сентября 2019
3
Духовность в современном мире: от традиционной китайской оперы до прогрессивного стрит-арта
Программа фестиваля «Насими» включает выступления танцевальных и музыкальных коллективов, выставки, кинопоказы, театральные постановки и поэтические чтения.
13 сентября 2019
4
Наследники Абрамова продолжают финансировать Музей русской иконы
После сороковин со дня гибели основателя музея, Михаила Абрамова, пройдет заседание совета, который определит дальнейшую стратегию развития.
10 сентября 2019
5
Марина Лошак: «Мы готовы делиться своей репутацией и контентом»
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала о присоединении ГЦСИ, новых этапах строительства музейного городка и создании музея коллекционера Сергея Щукина.
13 сентября 2019
6
Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей
Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры.
12 сентября 2019
7
Музей Майоля объединил на выставке более 100 произведений художников-примитивистов
Впервые на творчество «наивов» обратили внимание в начале ХХ века, с тех пор их популярность только растет.
11 сентября 2019
8
Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе
В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев.
13 сентября 2019
9
Ник Уиллинг: «Быть художником — это почти как болезнь или несчастный случай»
Режиссер Ник Уиллинг представляет на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL сразу две ленты о звездах британского современного искусства: фильм о своей матери «Жестокие сказки Паолы Регу» и «Неудержимый Шон Скалли и искусство всего».
10 сентября 2019
10
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru