The Art Newspaper Russia
Поиск

Галерист Марат Гельман предложил альтернативную концепцию основ культурной политики

Алексей Иорш

Алексей Иорш

Остается несколько вопросов: на кого это рассчитано, и учтет ли этот документ правительство.

На сайте Министерства культуры РФ опубликован проект закона «Основы государственной культурной политики», разработанного специальной рабочей группой, главой которой стал руководитель Администрации президента Сергей Иванов, а ответственным секретарем — советник президента по культуре Владимир Толстой. Общественное обсуждение проекта продлится до 30 сентября, желающие могут делиться мнением на сайте obsudiproekt.ru.

Предварительные формулировки готовящегося закона «утекли» в СМИ еще до официального опубликования проекта, вызвав массовое возмущение утверждениями наподобие «Россия не Европа» или призывом к отказу от толерантности и мультикультурализма (см. TANR, № 05 (24), июнь 2014 года).

Итоговый текст выглядит намного более мягким и сглаженным, однако общий его консервативный настрой проступает довольно явно. Согласно тексту интересы культуры недвусмысленно сопрягаются с интересами власти. «Вне культуры невозможно обеспечить более высокое качество общества, его способность к гражданскому единству […] утверждение общенациональной идеологии», — говорится в проекте. Сама культура в целом видится порождением государства. Культуре отводится роль скорее инструментальная. Подчеркивается ее «воспитательный и просветительский потенциал».

Тезис о «неевропейскости» России в проект не вошел. Напротив, концепция предполагает «понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры». Документ, однако, выдержан в отчетливо советском духе, в нем подчеркивается роль культурного наследия («средоточие всего духовного, нравственного, исторического, культурного опыта, накопленного российской цивилизацией»), усвоению и систематизации которого отводится ведущая роль.

Ностальгический пафос документа разбавлен упоминанием о необходимости внимания к новым процессам
в культуре и искусстве («гордиться прошлыми достижениями в искусстве необходимо, но недостаточно»). При этом оговаривается, что «высокий уровень современного профессионального искусства в России» достижим «только при постоянной государственной и общественной поддержке».

В ответ на официальный проект свою, альтернативную, концепцию культурной политики выдвинул галерист Марат Гельман. Концепция была презентована для узкого круга лиц в его московской галерее «Культурный альянс», а затем в эфире телеканала «Дождь» и подробно представлена в специальном блоге cult-policy.livejournal.com. «Это не альтернативная программа для действующего правительства, это программа для другого правительства», — пояснил Гельман, подчеркнув, что не разделяет тех целей, которые ставит перед культурой сегодняшняя власть. Официальная минкультовская концепция и проект Гельмана различаются уже в базовом пункте — в самом понимании политики. «В культурных процессах участвует много разных субъектов, — заявил Гельман. — Успешная политика — это когда государству удается согласовать культурные стратегии разных субъектов, играющих в пространстве культуры».

Предложенный Минкультом проект галерист оценивает весьма критично. «Вместо реального документа — художественная декларация. Это неграмотно».

По его мнению, культурная политика должна касаться «процессов в обществе», а не смысла и направления деятельности отдельных институций. При этом выборочная поддержка проектов, отвечающих устремлениям власти, может, согласно Гельману, привести к отрицательной селекции в пользу конъюнктурных работ и возрождению госзаказа.

Свою концепцию Гельман призывает рассматривать именно как современную. «То, что мы живем в XXI веке […] важнее того, что мы живем в России […] или Америке. В глобальном мире время важнее места».

Культуру он, впрочем, предлагает также понимать инструментально, однако сместив акцент с «патриотического воспитания» на «креативную экономику» и независимость художника от политической конъюнктуры.

«Людей искусства может покорежить то, что культура — это инструмент, — пояснил он. — Человек купил картину, повесил у себя дома. Или Путин с Клинтоном в рамках «музейной дипломатии» встретились на выставке Амазонки авангарда. В обоих случаях искусство используют, но оно не пострадало […] Механизм использования произведений искусства отчужден от механизма создания».

В отличие от авторов официального проекта, Гельман не предполагает совпаденияинтересов культуры и власти. «Интересы художника и власти, когда она ведет себя как ведомство, совпадают нечасто. Такая власть хочет от искусства идеологического обслуживания […] Это удел конъюнктурщика».

«Ключевой субъект сегодняшнего мирового порядка — это город, а у города и художника интересы совпадать могут! — заключает он. — Руководство города не решает идеологических задач, потому что ему нужно заниматься реальными повседневными проблемами. Художник хочет […] сделать карьеру, стать знаменитым. Но ведь и город хочет известности! […] Потому что известность — это инвестиции, новые эко-номические связи, туризм, перспективы!» «Совпадение интересов — ключевая вещь, без этого продуктивное движение невозможно, — заключает Гельман, — и тут мы нашли важнейшую точку, где интересы встречаются». Параллельно с проектом «Основ культурной политики» власти разрабатывают проект закона «О культуре» (им занимается рабочая группа, собранная Минкультом под руководством замминистра Григория Ивлиева).

Закон предполагает закрепить понятия «искусство» и «культура», а также определить полномочия государственных органов при регулировании этой сферы. Необходимость нового закона о культуре обосновывается тем, что предыдущий нормативный акт подобного рода относится к 1992 году, еще до принятия Конституции России.

Проект закона «О культуре» в конце мая выносился на обсуждение Общественным советом при Минкульте и вызвал серьезные разногласия. Его было решено доработать с привлечением специально созданной расширенной рабочей группы, в которую могут войти члены общественного совета и  заинтересован-ные деятели культуры. Разногласия вызвал и вопрос, должен ли закон о культуре базироваться на «Основах культурной политики» или наоборот.

Материалы по теме
Просмотры: 2640
Популярные материалы
1
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
2
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
3
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
4
Шерсть, шелк и мастерство
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета.
14 ноября 2019
5
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
6
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
7
Итальянский и другие следы в творчестве ван Дейка нашли в Старой пинакотеке
Выставка «Ван Дейк» в Мюнхене впечатляет подборкой живописи и рисунков из музеев и частных коллекций Европы и США.
19 ноября 2019
8
В Собрании Уоллеса пересмотрели волю завещательницы
Один из самых красивых и атмосферных государственных музеев Великобритании впервые в своей истории получил возможность передавать экспонаты во временное пользование другим музеям.
15 ноября 2019
9
Русский музей посвятил выставку истории Валаама в живописи
Два века остров Валаам на Ладожском озере был местом притяжения для художников.
14 ноября 2019
10
Спектакли Яна Фабра и видео Билла Виолы покажут в Петербурге
К своему 100-летию Большой драматический театр проводит программу современного искусства со спектаклями Яна Фабра, видеоработами Билла Виолы, звуковой скульптурой и архитектурным объектом.
15 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru