18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Приоритет критика

Искусствовед, куратор Михаил Каменский в связи с открытием в ИРРИ выставки «Пора разобраться!» согласился объяснить нам, почему имя его отца, критика и публициста Александра Каменского, оказалось так прочно вписано в историю искусствознания

Выставка «Пора разобраться!» открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве. Название она получила от заголовка статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке «30 лет МОСХ», — событий, которые, по сути, завершили оттепельный период в культуре и искусстве. А начал его в своих статьях художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский (1922–1992), вокруг архива которого и строится выставка.

Александр Каменский стоял у истоков оттепельного искусствознания: сражался за объявленных формалистами классиков, подарил искусству 1960-х звучный термин «суровый стиль» и стал идеологом и соавтором концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Его сын, искусствовед и куратор Михаил Каменский, по просьбе нашей газеты согласился объяснить, почему имя Александра Каменского оказалось так прочно вписано в историю искусствознания.

1. В 1948 году 26-летний аспирант ГМИИ им. А.С.Пушкина Александр Каменский пришел к выводу, что картина Рембрандта, известная как «Автопортрет с Саскией на коленях», изображает не сцену из домашней жизни художника, а похождения блудного сына. В 1972 году рентгенологические исследования, проведенные специалистами Дрезденской картинной галереи, подтвердили открытие московского искусствоведа и позволили утвердить новое название картины — «Блудный сын в таверне».

2. Начиная с 1948 года Каменский отстаивал право художников, заклейменных советской идеологией как чуждых народу буржуазных формалистов, на место в истории отечественного искусства, в фондах музейных собраний и на стенах музейных экспозиций. Из-за этого искусствовед стал объектом травли и гонений в советской прессе. После смерти Сталина его критические статьи, в частности в журнале «Новый мир», открыли эпоху оттепели в советском искусствознании. В них Каменский называет основные проблемы современного искусства: культ личности как источник деформации представлений о правде; разрушительное влияние Александра Герасимова, Дмитрия Налбандяна и других символов парадного официоза того времени на художественную политику страны; провозглашение «культовых полотен» высшим достижением и образцом для подражания.

3. Каменский выступил идеологом молодых художников, олицетворявших собой современное передовое искусство 1960-х, свободное от извращений культа личности. Критик сформулировал эстетическую платформу молодого искусства и дал ему название «суровый стиль». Как один из соавторов концепции выставки «30 лет МОСХ» (1962) он добился изменения стереотипа отчетных выставок, традиционно начинавшихся с парадных портретов вождей и картин, победно рапортующих о торжестве социализма. Выступив как куратор, он разместил на переднем плане произведения репрессированных и незаслуженно забытых мастеров МОСХа 1920–1930-х годов. В частности, одно из центральных мест в экспозиции Каменский отдал работе «Обнаженная» Роберта Фалька, впоследствии вызвавшей ярость Никиты Сергеевича Хрущева.

4. В 1964 году первым среди художественных критиков подверг некомплиментарному разбору произведения Ильи Глазунова.

5. В 1966 году Каменский закончил рукопись книги, посвященной истории отечественного искусства советского периода. Рукопись оказалась неприемлемой для советских издательств и в обход цензуры вышла в 1969 году в Болгарии под названием «Искусство гуманизма», причем только на болгарском и немецком. В ней впервые в послевоенный период в едином контексте истории советского искусства наряду с официально признанными мастерами были упомянуты имена Натана Альтмана, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Марка Шагала и Давида Штеренберга, репродуцированы их картины. В течение нескольких лет по настоянию советской стороны книга была запрещена к распространению.

6. В начале 1960-х годов вступил в переписку с Шагалом, готовя книгу о главном, российском периоде жизни художника. В течение трех десятилетий, преодолевая идеологический запрет на имя художника, по крохам собирал уникальный материал. Не имея возможности публиковать результаты своих исследований, читал лекции о художнике, делал все, чтобы вернуть имя Шагала в историю русского искусства и переместить его произведения из закрытых запасников в музейные экспозиции. Александр Каменский стал первым советским искусствоведом второй половины ХХ века — автором системного исследования творческого пути Марка Шагала. Отечественные издательства отказались публиковать фундаментальный труд Каменского, посвященный художнику. В 1988 году, в значительно сокращенном виде, книга вышла во Франции. Полностью монография «Марк Шагал — художник из России» была издана в 2005 году и стала вторым исследованием о Шагале на русском языке после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.

Оставшийся после Александра Каменского архив — уникальный свод документов целой эпохи в художественно-политической истории искусства нашей страны, с 1950-х до 1990-х годов. Эти материалы позволяют по-новому увидеть и понять отечественное искусство XX столетия — как через призму бюрократической переписки и стенограмм заседаний, так и через неопубликованные статьи, сатиры и личные письма. В настоящий момент ИРРИ оцифровал почти 20 тыс. листов документов и фотографий из этого архива. На выставке архивная часть представлена в сопровождении произведений Сергея Коненкова, Александра Лабаса, Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Марка Шагала и других художников. Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN), основанной Музеем современного искусства «Гараж».

Институт русского реалистического искусства
Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики
5 апреля – 11 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+