18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Золотой запас» Сахары периода ее средневекового процветания

№72
Материал из газеты

Когда-то пустыня была оживленной торговой площадкой

Эта выставка призвана радикально изменить традиционное представление о пустыне Сахаре как о мертвой зоне на географической и исторической карте мира. Когда-то, с распространением в этом регионе ислама, она была важным маршрутом для торговых караванов, о чем свидетельствуют археологические находки: золото, керамика, стекло, предметы из меди. На подготовку выставки, по признанию ее куратора Кэтлин Бикфорд Берзок, ушло восемь лет. «Это очень богатая история, о которой известно до обидного мало. В мировых музеях искусство Африки представлено экспонатами времени колониализма и работорговли».

Выставка призвана расширить историческую картину континента за счет периода Средневековья, с VIII по XVI век, показать его как ранний пример глобализации и мультикультурализма. В экспозиции — около 250 предметов, найденных во время археологических раскопок в Мали, Марокко и Нигерии — странах, которые сегодня расположены на западных, северных и южных границах торговых путей средневековой Сахары.

Помимо золотых изделий, среди которых украшения из гробницы в Нигерии и золото, найденное после кораблекрушений и контрабандой выво­зившееся из Марокко в Англию, здесь и не менее ценные артефакты, которые могут немало рассказать о торговых связях того времени. Например, бусина ­­­X–XI веков из Египта или Сирии в виде спаянных вместе золотых капелек. Или осколок китайского фарфора с сине-зеленой глазурью из раскопок в Мали. Он датируется X–XII веками и свидетельствует о том, какое широкое распространение уже тогда имели китайские товары. Бикфорд Берзок рассчитывает на то, что, глядя на эти фрагменты, посетители выставки смогут «включить воображение» и воссоздать картину мира того времени. В этом им помогут включенные в экспозицию похожие целые предметы XVII–XXI веков. «Это спорный прием, но без него не получилось бы и этой выставки», — уверена куратор. 

В сентябре выставка отправится в Музей Ага-хана в Торонто, а затем в Национальный музей африканского искусства в Вашингтоне.  

Музей искусства Мэри и Ли Блок Северо-Западного университета
Караваны золота. Фрагменты времени
До 21 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+