18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что ждали и чего не ждали от Репина

Только что выпущенный ролик к выставке Ильи Репина рекламирует то, что в рекламе не нуждается: художника все знают. Но на его ретроспективе в Третьяковской галерее каждый зритель сделает открытие

Большая ретроспективная выставка Ильи Репина в Государственной Третьяковской галерее — событие необычное. К ней приходится относиться не как к предыдущим большим показам наследия русских художников. Мне, по крайней мере, не удалось. В каталоге выставки Репина сравнивают не с художниками, а с Толстым и Чайковским: он тоже герой национального сознания, энциклопедия нравственных проблем русской жизни второй половины XIX века. «Фрукт — яблоко, художник — Репин» засело в сознании настолько крепко, что со временем никак не вытесняется. Формальный анализ (достоинства и просчеты композиции, особенности мазка и колорита, влияние старых мастеров и современников) и даже непосредственное восприятие — все пасует перед личным опытом, воспоминаниями.

По крайней мере, в социальной сети, где мои собеседники в основном искусствоведы и пишущие об искусстве журналисты, сразу после двух вернисажей, где собирается все та же профессиональная публика, личных высказываний было куда больше, чем знаточеских. Кто что с детства любит, когда что впервые увидел, «а вот это на выставке увидел как впервые», «а вот такая репродукция у нас в школе висела». Ну и много признаний о том, чего не только от Репина, но и от себя во время просмотра не ждали.

Например, портреты вдруг понравились, хотя всегда знали, что у Серова лучше. Или поздние вещи неожиданно удивили, ведь считалось, что в эмиграции старый уже художник потерял силу — а вот нет! Признаюсь, и я, закаленный ходок по музейным выставкам, увидев «Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт», обрадовалась: «Красная шапочка!» — так называла картину в детстве, не в силах запомнить фамилию прекрасной брюнетки в алом с нежной ямочкой на подбородке.

Репин жил долго, работал запойно, наследие его огромно, и кураторы хотели представить его как можно полнее. Чтобы видно было, насколько он разный — идеологического ярлыка не навесишь. Даже народолюбцем не назовешь: один народ в «Бурлаках на Волге», другой — в «Крестном ходе в Курской губернии». А поздняя версия «Бурлаков» — «Быдло империализма» — и вовсе обескураживает, на карикатуру похожа. «Прием волостных старшин Александром III» из наследия ненавистника самодержавных порядков и автора «Ареста пропагандиста» не выкинешь, как и ажитированную интеллигентскую толпу в «Манифестации 17 октября 1905 года».

Смешали на выставке и удачи с неудачами, поскольку избыток творческого темперамента, жажда на все жизненные события живописно откликаться, желание публику удивить до скандала — все это чревато потерей меры. Широк художник, надо бы сузить, но не получается. Можно было, наверное, удержаться от показа, например, первого варианта «Не ждали», где вместо растерянного ссыльного — уверенная ссыльная. Но это, во-первых, интересно, во-вторых, показывает, как не сразу складывался сюжет ставшей хрестоматийной картины, по мотивам которой снят ролик, как раньше музей делал к выставкам Айвазовского, Верещагина и других. Так и выставили в Новой Третьяковке Репина — какой есть, но с уважением — словно на параде, четко перегородив пространство, сделав между временными стенами широкие проходы, чтобы максимально выставку упорядочить, простор для обзора оставить и публика не теснилась.

Внимательно рассмотреть выставку — труд непосильный. Что-то приходится пропускать. Я вот перед «Запорожцами» даже не задержалась: все равно не удалось глаз «размылить». Отскакивал он от холста, невыносимо бурного, перегруженного, от всех этих ржущих, вот-вот лопнут, пышущих жирными красками, колоритных, во всех значениях этого слова, персонажей. Зато застыла у картины «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» из Русского музея, которую, к стыду своему, не помнила. Сначала всматривалась в само по оперному эффектное изображение, а потом три раза прочла пояснение, что в качестве модели для чудотворца Репин использовал Льва Толстого. Любимый писатель в изможденном аффектированном старце никак не опознавался. Впрочем, дальше в экспозиции все разъяснилось. Репинского Толстого — за плугом, за конторкой и босого — все помнят, а вот поздние, начала прошлого века портреты, где Толстой то ли «куликнувшийся старичишка» (по его же выражению), то ли и вправду святой, мало репродуцируются. Но вот что интересно: картина про чудо Николая Мирликийского написана на 20 лет раньше!

Портретов на выставке очень много, и все люди на них — хорошие. Не только женщины, дети, художники, писатели и композиторы, но и адвокат, государь и великий князь Константин Константинович. (Особняком стоят только эскизы к «Заседанию Госсовета».) Мой фаворит среди них — портрет Леонида Андреева 1904 года: лицо выписано с любовью и тщательно, а руки и рубашка — небрежно, вместо пуговиц — косые мазки. Потому что рубашка совершенно не важна, человека хотелось показать, хорошего, талантливого.

На выставку идти стоит даже тем, кто считает себя в детстве Репиным перекормленным. Потому что негоже взрослым людям оправдываться детскими травмами, пора уже их изжить. Ну а кто Репина любит, тот не разочаруется. Репин ведь разный, и зрители разные — каждый найдет, чему обрадоваться и что вспомнить.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+