18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Барельефы Меркурова со стадиона «Динамо» пытаются пристроить в московские музеи

Владельцы стадиона решили не оставлять барельефы на прежнем месте и ведут переговоры с московскими музеями — однако желающих получить весьма объемный экспонат пока не нашлось

Барельефы советского скульптора-монументалиста Сергея Меркурова были установлены на портиках Южного и Северного фасадов стадиона «Динамо» в 1930-х годах. В 2008 году инвестор и застройщик «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“» демонтировал их во время глобальной реконструкции спортивного сооружения, в конечном итоге обернувшейся практически полной его перестройкой. Планировалось, что после реставрации барельефы вернутся на фасад, затем их решили заменить копиями, а приведенные в порядок оригиналы выставить на территории комплекса, сделав центром многофункционального арт-пространства «Динамо». «Спасенные барельефы Меркурова заслужили к себе исключительного внимания. Это будет своеобразный вариант выставки одной картины, в роли которой выступят легендарные рельефы», — рассказывала тогда Ольга Мягких, управляющий директор проекта «Арена парк ивентс» и директор службы специальных программ банка ВТБ.

Однако сейчас хозяева стадиона отказались и от этой идеи, начав переговоры с московскими музеями о передаче барельефов, на реставрацию которых, по нашим данным, «ВТБ Арена» потратила несколько лет и более $100 тыс. Пресс-служба управляющей компании «Динамо», инвестора и застройщика «ВТБ Арены», отметила, что пока претендент на получение экспоната не выбран и что главное — «обеспечить барельефам надлежащее хранение, и чтобы все желающие могли их увидеть в свободном доступе».

За последние несколько месяцев представители «ВТБ Арена» обращались с предложением принять работу Меркурова в Третьяковскую галерею, Музей Москвы, Музей архитектуры им. Щусева, однако везде получили отказ. Основное затруднение вызывает гигантский размер барельефов: длина двух фризов превышает 32 м, а высота — около 12 м.

Любопытно, что в список потенциальных новых владельцев пока что не попала ВДНХ, где нет проблем со свободными пространствами для больших композиций. С выставкой связана творческая судьба Сергея Меркурова (он делал рельефы для павильона «Космос», а также ныне не существующие памятник Иосифу Сталину и скульптуру «Рабочий-полиграфист»).

По мнению правнука скульптора, Антона Меркурова, занимающегося сохранением наследия предка, «происходящее с барельефами — явное нарушение законодательства». «Барельефы — часть стадиона „Динамо“ и не могут быть отчуждены. Если ВТБ не нужны барельефы, я думаю, найдутся желающие их выкупить — притом что это так же незаконно, как и передать барельефы в сторонний музей на любых условиях. Как бы мы ни сражались за посетителей музеев, на стадионе зрителей будет не меньше. Несмотря на все обещания, на наших глазах исчезает история», — считает он.

Похожий сюжет разворачивается и с бассейном в спорткомплексе «Лужники». Построенное в 1956 году здание планировали реконструировать, но вскоре снесли и возвели на его месте новое, большее по площади. Его фасады декорированы увеличенными копиями исторических барельефов, выполненных в свое время знаменитым трио скульпторов «ЛеСС» — Владимиром Лемпортом, Вадимом Сидуром и Николаем Силисом. Предполагалось, что после реставрации оригиналы разместят в холле нового сооружения. Остались ли в силе эти планы, в «Лужниках» нам пока не ответили.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+