18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дубы-колдуны помнят обо всем

№70
Материал из газеты

Инновационный метод датировки показал, что уникальный дом XV века в Уэльсе старше, чем считалось. После спасения от разрухи он еще послужит людям

Лето 2018 года в Британии выдалось на редкость жаркое и засушливое. Дубы, по-прежнему растущие на склонах уэльских холмов, сохранят память о нем в толще своей древесины — как и память о том дождливом лете, когда поток воды хлынул через заднюю дверь одного из самых старых жилых домов Великобритании, пронесся по плиточному полу и вырвался через переднюю дверь.

Между тем ученые в минувшем году впервые использовали инновационный метод датировки, основанный на анализе стабильных изотопов кислорода и углерода в древесине, попавших вместе с дождем в еще живое дерево, для определения возраста старинного здания. Исследование показало, что Льюин-Келин, удивительный и загадочный дом на холмах Блэк-Маунтинс в Уэльсе, был построен приблизительно в 1421 году, то есть более чем на полвека раньше, чем считалось прежде. Недавно дом, пребывавший в критическом состоянии, отреставрировала благотворительная организация Landmark Trust. Стоимость реставрации составила £4,2 млн. 

Новый метод позволяет установить возраст здания, когда данных письменных источников нет или они неполны, а дендрохронология — классический метод определения возраста дерева по годичным кольцам — не дает результатов из-за отсутствия подходящих образцов, как это было в случае Льюин-Келин. По предложению Дэна Майлса из дендрохронологической лаборатории Оксфордского университета образец отправили на анализ специалистам UK Oak Project, совместного исследовательского проекта географического факультета Университета Суонси и лаборатории археологии и истории искусства Оксфордского университета. Сопоставление результатов, полученных новым методом, с данными традиционной дендрохронологии дает возможность создать не простую систему датировки, а целую хронологию климатических изменений. Исследование показало, что дубы срубили зимой 1418–1419 и 1420–1421 годов, а значит, тогда же и был построен дом, поскольку по технологии того времени при строительстве использовалась непросушенная древесина.

Льюин-Келин включили в список охраняемых памятников высшей категории в 1950-е, после того как дом увидел один из инспекторов Министерства строительства, осознавший, какое сокровище стоит среди сельских построек возрастом не более 300 лет. Несмотря на запущенное состояние, по одному взгляду на него было ясно, что это не обычный сельский дом, а выдающийся памятник архитектуры с замечательной деревянной обшивкой и изысканной резьбой на дверных рамах. Историки полагают, что дом относился к некогда богатому и влиятельному монастырю Ллантони, хотя письменных подтверждений тому найти пока не удалось.

Последний раз здание серьезно перестраивали в 1700-х годах. В XIX столетии, в викторианскую эпоху, здесь появились обои с цветочным рисунком, а в ХХ веке в дом, по-прежнему жилой, провели электричество — но только в один угол. В 1990-е пришлось установить поддерживающую конструкцию, хотя и она уже находилась под угрозой обрушения к тому моменту, когда здание увидела директор Landmark Trust Анна Кий. По ее словам, это было «потрясающее, но очень пугающее» зрелище.

Последние обитатели дома, братья-фермеры Тревор и Линдон Пауэллы, родившиеся и выросшие здесь, покинули его в 2014 году, переехав в абсолютно новое здание и впервые в жизни оценив прелести центрального отопления.

Теперь дом, как и все остальные проекты Land­mark Trust, будет сам обеспечивать свое будущее за счет доходов от краткосрочной аренды. Реставрационные работы, включавшие также обустройство в служебных постройках экспозиции, посвященной местной истории, и хостела для туристов, стали 200-м, самым сложным и дорогостоящим, проектом Landmark Trust. Сотрудники организации продолжают архивные исследования в надежде обнаружить какой-нибудь документ, содержащий информацию о том, кто и с какой целью построил этот дом. 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+