The Art Newspaper Russia
Поиск

Наше абстрактное искусство: теперь конкретно

Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей

Музей русского абстрактного искусства откроет двери для публики в начале 2019 года. Это частный проект главы IT-компании Cognitive Technologies Ольги Усковой, которая в 2013 году основала Фонд русского абстрактного искусства для изучения и популяризации наследия Элия Белютина и его учеников, членов студии «Новая реальность», существовавшей в 1958–1991 годах в подмосковном Абрамцеве.

Основой нового музея станет коллекция искусствоведа Самвела Оганесяна, которую Ускова в том же 2013 году приобрела за $10 млн. Сейчас собрание включает свыше тысячи картин художников-белютинцев — Виктора Гершмана, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Валентина Окорокова, Веры Преображенской — и самого Белютина. «Экспозиция будет состоять не только из работ белютинцев. Например, сейчас к нам присоединился фонд Владимира Курдюкова. Плюс мы смотрим еще двух художников, которые нам очень нравятся. Возможно, они тоже попадут в музей», — рассказала Ускова нашей газете.
Открытие музея — новая веха в жизни памятника конструктивизма, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова. В начале 2000-х здание было реконструировано, несмотря на охранный статус. В результате строительных работ оказались утраченными некоторые оригинальные конструкции, в частности деревянные рамы, потолки, отдельные элементы интерьера. Теперь постройке обещают вернуть первоначальный облик.

«Я купила это здание шесть лет назад после долгих поисков, — вспоминает Ускова. — Оказавшись там впервые, влюбилась с первого взгляда — настолько это уникальное пространство. Решающим фактором стало то, что несущие конструкции были в хорошем состоянии, и это внушало надежды на быстрый ремонт и скорый переезд. На деле все, как всегда, оказалось сложнее: и в техническом, и в финансовом, и в организационном плане».

Проект реставрации здания разработали Андрей Емельянов и Владимир Покачалов, которые, по словам Усковой, «реализовали все ноу-хау Мельникова», придуманные им специально для этого клуба. «Здание задумывалось как „дворец креатива“ (так оно называется в дневниках архитектора), и оно само стало гениальным произведением инженерного искусства. Мельников предусмотрел здесь массу передовых для своего времени решений: воздуховоды, раздвигающиеся стены, эксплуатируемая кровля и много чего еще, — продолжает Ускова. — Все это мы восстановили. Единственное, от чего пришлось отказаться, — бассейн, который должен был размещаться под раздвижным полом. Но, поскольку тот наглухо забетонирован, бассейн там уже невозможен. Реставрация потребовала массу времени и денег. Мы превысили заложенный бюджет в два раза, из-за чего намеченный срок открытия музея пришлось сдвинуть на полтора года».

Выставочные залы и творческая лаборатория разместятся в четырех­этажной башне — архитектурном символе здания. Раньше здесь располагались буфет, парикмахерская, читальня и библиотека. Пятилепестковая форма башни, которая прежде затрудняла использование внутреннего пространства, будет обыграна для устройства перформансов и временных выставок. Учредители музея отказались от традиционного подхода к созданию такого рода площадок — сейчас кураторы работают над «экспериментальным форматом». «Поскольку музеев в России и в мире огромное количество, мы решили не идти по проторенному пути. Да и само слово „музей“ тут вряд ли подходит — речь, скорее, идет о многофункциональном пространстве. Мы хотим показывать соединение живописи с наукой, театром, технологиями, психологией. Наши программисты вместе с художниками создают сейчас нейронные сети для связи искусственного интеллекта с инструментами человеческого языка. Дальше эти сети будут наложены на картины — всего около 15 работ — и показаны в нашем музее. Для официального открытия мы готовим проект, который объединит искусственный интеллект, живопись и человека», — рассказывает Ускова. 

Материалы по теме
Просмотры: 5055
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
6
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
7
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
8
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
9
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
10
Размежеваться и окрепнуть
Экспертная комиссия предложила правительству Германии ликвидировать Фонд прусского культурного наследия — крупнейшее в стране художественное объединение. Президент фонда согласен с необходимостью реформ, но обвинения в адрес институции отвергает.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru