The Art Newspaper Russia
Поиск

Почти как при Фамусове

В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба

Главный архитектор проекта реставрации особняка Марина Горячева для начала констатирует: «Восстановить все помещения Английского клуба, какими они были до революции, все-таки нереально». Дело в том, что полукруглые боковые крылья дворца раньше были намного длиннее. В советское время Тверскую улицу стали расширять — некоторые старинные дома снесли, некоторые передвинули вглубь. Но подвинуть это здание, с его сложной планировкой, было невозможно, так что крылья просто укоротили и прикрыли новыми фасадами. Прежние фундаменты теперь скрывает асфальт. 

Поэтому в наши дни специалисты сосредоточились на том, чтобы восстановить уцелевшее. А старины в особняке на Тверской, по счастью, много. «Реставраторам тут работать большое удовольствие, сохранность очень хорошая», — говорит начальник музейного отдела по капитальному строительству и ремонту Андрей Кириллов, проводя экскурсию по обновленному и посвежевшему зданию. Бывший Английский клуб (официально для историков архитектуры — «Городская усадьба А.М.Хераскова — Л.К.Разумовского») — одно из немногих строений в Москве, где сохранилась допожарная деревянная стропильная система. В 1812 году дворцу просто повезло: новый владелец, граф Разумовский, как раз накануне войны затеял перестройку, сам вывез всю мебель и ценности, и дом стоял ободранным, не приспособленным для житья. Французы не захотели селиться на стройке — огонь и не вспыхнул.

Благодаря этому реставраторы, которые работали тут с 2015 по 2018 год, обнаружили немало деталей, уцелевших еще с 1780-х, первого этапа строительства, даже обои того времени на стене. Впрочем, воссоздание фасадов и интерьеров все-таки выполнено с оглядкой на рубеж XIX–ХХ веков, когда здесь обитал прославленный московский Английский клуб. Наилучшая сохранность — у помещений в левом крыле, где до революции была читальня. В советское время музей разместил здесь библиотеку, поэтому до наших дней сохранилась даже дореволюционная мебель. Теперь посетители получат сюда доступ и увидят интерьеры XIX века: расписные потолки, лепнину, колонны искусственного мрамора. Их почистили, подновили, восполнили утраты. Основной массив работы от наших глаз скрыт, но он важен: в стенах от чердака шла сквозная трещина, которую удалось ликвидировать, кровля больше не протекает, фундамент усилен.

При подготовке проекта было обнаружено много архивных материалов, позволяющих восстанавливать здание в соответствии с историческими документами. Не обошлось и без исследования вопроса архитектурного авторства. Традиционно авторами второго этапа строительства считались Жилярди и Менелас. Как рассказала Марина Горячева, от послепожарного периода действительно сохранилось большое количество автографов Жилярди относительно достройки дворца — а вот документальных следов работы Менеласа так и не нашлось.

Прогулка по обновленным интерьерам особняка на Тверской вселяет желание немедленно наполнить эти комнаты дамами в кринолинах, императорским фарфором и мебелью из карельской березы, а не экспонатами с ликами Владимира Ленина, Че Гевары и Бориса Ельцина. Эффект, помимо посвежевшей лепнины и заблестевшего мрамора, достигается тем, что изменился цвет стен во многих залах. Реставраторы делали зондажи, выясняя, какой именно колорит тут был «при царизме», и в ряде комнат решили восстановить сложные, деликатные оттенки. Кстати, эти зондажи в отдельных залах теперь можно увидеть: они законсервированы за стеклом в качестве своеобразных экспонатов. В экспонаты же превратились и некоторые вскрытые росписи.

Главной задачей, стоявшей перед реставрацией, по словам Кириллова, было, с одной стороны, максимально сохранить исторический облик и интерьеры здания, а с другой — не навредив, адаптировать их под современные нужды музея. С этим последним тоже все обстоит неплохо. Административные помещения вывели из особняка в «Красный дом» советского времени, замыкающий двор. Снесли перегородки, разделявшие кабинетики сотрудников. Благодаря этому открылись огромные, реально дворцовые пространства — музей получил большой конференц-зал и новый лекционный зал. В совокупности прибавилось около 350 кв. м. 

Модернизация тоже присутствует. Около «Инфернальной» Английского клуба (где в карты, случалось, проигрывали состояния) была «Ажидация» для кучеров с непарадной лестницей рядом. Ее давно разобрали, и теперь в старой лестничной клетке удалось установить лифт. Печные же каналы и воздуховоды использовали для прокладки современного инженерного оборудования.

Еще по старинным фотографиям восстановили облик фасадов внутреннего двора, который выходит на небольшой зеленый участок (раньше тут был гигантский парк, спускавшийся до Патриарших прудов). В 2020 году планируют открыть этот двор для публики. 

Просмотры: 5553
Популярные материалы
1
В «Царицыно» покажут выставку из Музея Виктории и Альберта
Московская версия выставки «Опера: страсть, власть и политика» откроется в музее-заповеднике в мае 2021 года.
13 ноября 2019
2
Музейщики возглавили список топ-100 влиятельнейших людей в арт-мире
Директор MoMA Гленн Лоури занял первую строчку в ежегодном рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии журнала ArtReview.
14 ноября 2019
3
Венецианские музеи и выставки биеннале закрыты из-за наводнения
Нынешнее наводнение в Венеции побило рекорд предыдущего и вновь подняло вопрос о состоятельности проекта барьеров для защиты города от затоплений.
13 ноября 2019
4
Объявлены победители Премии Кандинского
Лауреаты стали известны на торжественной церемонии в Московском музее современного искусства.
14 ноября 2019
5
Шерсть, шелк и мастерство
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета.
14 ноября 2019
6
Nonfiction.film представляет подборку фильмов от The Art Newspaper Russia
Среди картин, которые можно увидеть в онлайн-кинотеатре Центра документального кино — фильмы о классиках и звездах современного искусства.
13 ноября 2019
7
Оливия Джунтини: «Для Audemars Piguet партнерство с Большим театром — это прежде всего дружба»
Международный бренд-директор Audemars Piguet рассказывает о десятилетии партнерских отношений швейцарской часовой мануфактуры и Большого театра.
19 ноября 2019
8
Истории одного кадра расскажут в Пушкинском
Выставка в ГМИИ им. Пушкина, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии, объединила три ее редкие нетиражные технологии: дагеротип, автохром и поляроид.
13 ноября 2019
9
Рустам Сулейманов: «Я был удивлен, что в России до сих пор нет музея мусульманского искусства»
Бизнесмен, коллекционер и основатель Фонда Марджани поддерживает искусство мусульманских регионов как в России, так и за ее пределами.
19 ноября 2019
10
Социалистическое соревнование на выставке «Дейнека / Самохвалов»
Посетители выставки в петербургском ЦВЗ «Манеж» попадают на нее по проходу, имитирующему выход из-под трибун стадиона на поле.
18 ноября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru