The Art Newspaper Russia
Поиск

«Омовение ног» в истинном свете

Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия

Изучение и реставрация старообрядческих древностей нередко представляют собой значительную проблему. Для религиозного обихода староверов характерны «застаренные» иконы. Возвращение к древности понималось как возвращение к истинной вере, поэтому любая икона, попавшая в руки старообрядцев (и неважно, написана ли она до раскола середины XVII века или после), визуально старилась — даже если для этого приходилось жертвовать подлинной древней живописью.

На выставке в московском Музее русской иконы показана целая коллекция старообрядческих древностей, собранная серпуховской купчихой, староверкой федосеевского беспоповского согласия Анной Мараевой на рубеже XIX–XX веков. После национализации ее коллекция легла в основу Серпуховского историко-художественного музея, откуда теперь и привезены иконы. Они разделяются на две группы. Одна — из молельни в домовом храме, эти произведения давно хранятся в музее, и почти все они уже отреставрированы. Другая группа икон — из построенного на средства Мараевой храма Покрова Пресвятой Богородицы; они вошли в состав музейного собрания только в 1980-е годы, и серьезных работ с ними не велось — только укрепление. Именно в храме и находилась большая доска «Омовение ног», и специально к выставке, на средства основателя Музея русской иконы Михаила Абрамова, была начата ее реставрация.

Как рассказывает Александр Горматюк, реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, «Омовение ног» сразу привлекало внимание размерами: это самая большая (117 х 86 см) из известных икон на редкий сюжет, который появляется в праздничном ряду русских иконостасов с XV века. Образ выглядел искусственно состаренной иконой начала ХХ столетия, написанной на старой доске. Но надежду давали технологические исследования: химики выявили как минимум два комплекса пигментов — с присутствием берлинской лазури, которую стали использовать к середине XVIII века, и с традиционными пигментами, характерными для еще более раннего периода.

Реставраторов сразу насторожила матовая зернистая пленка, покрывающая изображение. Оказалось, что это белковый клей. Не исключено, что микроскопические зерна, в которые он свернулся, — следствие нарушения технологии при поновлении начала ХХ века. Но, по мнению Александра Горматюка, матовая пленка была нанесена художником-старовером, «выправлявшим» икону, намеренно: это придавало ей древний, истинный вид. Удалять записи было сложно, поздние слои, как нарочно, не размягчались от растворителей, а изначальная живопись оказалась к ним нестойкой. Пришлось прибегнуть к новым методикам, например к гелеобразным растворителям. Так удалось снять покрывной и патинирующий слои, а потом еще несколько слоев записей. Пока работа велась только на одном фрагменте иконы, с фигурами апостола Петра и Спасителя, вытирающего его ступню. 

Послойное раскрытие стало настоящим путешествием в глубь времен. Следы полимерной пленки внизу — это 1970-е, когда икону укрепляли после протечки крыши в храме. Расчистка потемневшей олифы и записей, грубоватая на архитектуре и бережная на фигурах и ликах, — работа старообрядческих поновителей в 1900-е годы, стремившихся придать образу дониконианский вид. Мастера подобрали оттенки, близкие к авторским, а новый рисунок золотых решеток и киноварных надписей был застарен процарапыванием. На рубеже XVIII–XIX веков доску довольно грубо приспособляли для нового иконостаса, спилили торцы. В XVII столетии на иконе был басменный оклад — крохотный кусочек серебряной пластины остался в отверстии от гвоздя. Наконец, удалось добраться до второй половины XVI века. По стилю открывшейся живописи можно судить, что выполнена она в традициях московской школы середины того же столетия — очень мягкая, с плавями сближенных цветов и легкой манерностью рисунка. Икона происходит, вероятно, из вологодских земель, а ее размер указывает на поистине грандиозный иконостас, для которого ее писали.

Сейчас икона раскрыта лишь частично, после выставки она вновь вернется в реставрационные мастерские. 

Просмотры: 2734
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
5
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
6
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
10
Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни
Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала.
24 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru