18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поиск любви в русской живописи

Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение

Дмитрий Левицкий. «Портрет Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской». 1774. Государственный Русский музей

Галантный век, две воспитанницы Смольного института разыгрывают сценку из комической оперы — скорее всего, из произведения Шарля Симона Фавара «Капризы любви, или Нинетта при дворе» (по документам, княжны были партнершами в этом спектакле). Одна девочка (Екатерина Хрущова), наряженная в мужскую одежду, изображает влюбленного пастушка по имени Кола. Другая (Екатерина Хованская) одета в обычный наряд пастушки Нинетты, как его понимали тогда на придворной сцене — с парчой и кружевами. История, как всегда в пьесах подобного жанра, закончится хорошо: герцог не сможет соблазнить невинную девушку, и она найдет любовь со своим пастушком.

Василий Сазонов. «Первая встреча князя Игоря с Ольгой». 1824. Государственная Третьяковская галерея

Согласно одним летописям, Ольга была знатной псковитянкой, и в жены князь Игорь взял ее по династическим соображениям. «Степенная книга» XVI века излагает более романтичную легенду. Однажды князь охотился под Псковом, захотел переправиться через реку Великую и попросил человека, проплывавшего мимо в лодке, перевезти его. Гребцом оказалась юная девица. Князь обратился к ней с недостойным предложением, она же остудила его своими мудрыми речами. Они распрощались, а когда Игорю настала пора жениться, то он послал за красавицей Ольгой, которая никак не выходила у него из головы. Предание это имеет больше отношения к житийной литературе и фольклору, чем к реальной истории, однако для живописи это не важно. Мы видим Ольгу с веслом и лодкой и пылкого ухажера Игоря, изображенных в той же стилистике, что и сцены из античной мифологии, — все вполне в духе XIX века.

 

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Нижегородский государственный художественный музей

Несмотря на то что баллада Василия Жуковского «Светлана» (1808–1812) была интерпретацией «Леноры» Готфрида Бюргера, она заняла важнейшее место в истории русской литературы и вдохновила Карла Брюллова на создание единственной картины с «русским народным» сюжетом. На полотне изображена сцена гадания, Светлана вглядывается в зеркало, которое, по сюжету, показывает ей до дрожи пугающие видения. Но закончилось все хорошо: героиня проснулась от кошмара и услышала, как к дому подъезжает жених, вернувшийся после долгого отсутствия.

 

Павел Федотов. «Разборчивая невеста». 1847. Государственная Третьяковская галерея

Картина Павла Федотова — иллюстрация к произведению Ивана Крылова «Разборчивая невеста» (1805). Это была одна из первых басен, написанных поэтом, ее успех вдохновил его на дальнейшую работу в этом жанре. Стихотворение рассказывает о красавице, которая годами отвергала всех женихов из-за малейших недостатков и в конце концов осталась старой девой. В итоге «за первого, кто к ней присватался, пошла: И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». На полотне изображена завершающая сценка: жених-горбун склонился перед сильно нарумяненной жеманницей. Для Федотова, автора знаменитого полотна «Сватовство майора», тема бракосочетания, очевидно, была болезненной. В 35 лет он сошел с ума, но, прежде чем попал в лечебницу, успел обойти семьи всех своих знакомых, где были незамужние девушки, и к каждой посвататься.

 

Илья Репин. «Приготовление к экзамену». 1864. Государственный Русский музей

Это не иллюстрация литературного сюжета об ухаживании, а зарисовка из жизни. Полотно, относящееся к раннему периоду творчества Ильи Репина, изображает братьев его будущей жены Веры — Алексея и Александра Шевцовых. Первый тогда был гимназистом (судя по форменной фуражке, именно он посылает воздушный поцелуй девушке в окне). Потом он станет генерал-майором и женится на совершенно другой женщине. Второй брат, лежащий на кровати, — вольнослушатель архитектурного класса Академии художеств, но прославиться ему не доведется.

Григорий Седов. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем». 1882. Государственная Третьяковская галерея

Седов посвятил картину весьма популярному в исторической живописи сюжету. На протяжении многих поколений русские цари женились по результатам конкурса красоты. Со всех концов Руси собирали девиц, пусть даже худородных, лишь бы здоровых, красивых и из многодетных семей (чтобы были плодными). Их осматривали знахарки и бояре, и из финалисток царь выбирал себе невесту. В 1647 году Алексею Михайловичу представили шесть девиц, и он выбрал Евфимию Всеволожскую. Однако из-за придворных интриг девушку ославили как страдающую падучей и отправили в ссылку. Вскоре после этого царя женили, безо всякого смотра, на Марии Милославской. А много лет спустя, в 1670 году, овдовевший Алексей Михайлович устроит себе новый смотр — и выберет на нем Наталью Нарышкину, будущую мать Петра Великого.

 

Михаил Нестеров. «За приворотным зельем». 1886. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Трудно поверить, но на первом этапе своего творчества Михаил Нестеров выступал как продолжатель Василия Перова — жанриста, предпочитавшего сардонические сюжеты и коричневую гамму. «За приворотным зельем», в котором салонность историзма соединяется с реальными фольклорными деталями и ощущением волшебства, свойственного грядущему символизму, — одно из первых полотен новой стадии его творчества, где Нестеров наконец найдет себя. В первом, утраченном варианте этой картины (известен по фотографии) действие происходило в интерьере. Боярышня в богатом платье обращалась к лекарю-немцу. Это полотно мало отличалось от других картин в «русском» духе, оно было сосредоточено лишь на бытовых деталях древнерусской жизни. Позже Нестеров догадается, какую важную роль должна играть природа и что она сумеет наполнить истинным колдовством эту работу. Любопытно, что сам художник, выставляя картину про деревенского колдуна на конкурс Общества поощрения художеств, настаивал на том, что она принадлежит именно к бытовому жанру. Название он ей дал тогда «Тоска-кручина».

Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». 1889. Государственная Третьяковская галерея

Счастливая любовь редко становится сюжетом литературных произведений и еще реже попадает в живопись. На этом полотне Виктор Васнецов «экранизировал» известную русскую сказку, записанную историком-фольклористом Александром Афанасьевым в середине XIX века в нескольких вариантах. (Кстати, Василий Жуковский сочинил ее стихотворную версию в 1845 году.) Примечательно, что спасение Елены Прекрасной из плена является в этой сказке побочным сюжетом и иногда вообще отсутствует, главной задачей для Ивана-царевича было понять, кто ворует яблоки из отцовского сада. Вором оказывается Жар-птица. Именно поэтому на первом плане справа мы видим большую ветку яблони как напоминание о завязке сюжета. Но на дереве — цветы, а не плоды, поскольку весна является символом любви, счастья, которое суждено Ивану и Елене.

Материалы по теме:
Поцелуй в истории искусства
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+