18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Амазонки времен холодной войны захватили Дрезден

№70
Материал из газеты

Художницы Восточного блока в искусстве зачастую были радикальнее мужчин

После падения Берлинской стены в 1989 году восточногерманским художникам пришлось вести непростую борьбу за место в современном искусстве объединенной Германии. А художницам здесь добиться успеха оказалось труднее, чем мужчинам. Устроители выставки «Восстание Медеи» в Дрездене решили исправить эту несправедливость, посвятив ее творчеству художниц-феминисток, работавших за железным занавесом. Экспозицию составили произведения 16 немецких художниц; еще 17 —представительницы Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. 

Работы здесь в разных техниках — живопись и скульптура, фотография, перформанс, а также альтернативная мода, представленная костюмами к перформансу коллектива из Восточного Берлина Allerleirauh. «Многие из этих костюмов до сих пор воспринимаются как субкультурные, а не искусство, — говорит куратор выставки Сюзанна Альтман. — Но даже внутри субкультур доминировали мужчины». При этом именно женщины чаще мужчин не боялись использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы. Как, например, Криста Яйтнер (р. 1935), чья работа «Трехкрылая колонна» (1978) из веревок и текстиля тоже включена в выставку. «Мое творчество в ГДР воспринималось не как искусство, а как ремесло», — вспоминает художница. 

Именно женщины соцлагеря, а не мужчины играли с огнем, устраивая провокации и эксперименты на грани фола, как Гундула Шульце Эльдов (р. 1954) с шокирующе откровенными фотографиями аутсайдеров. Возможно, это случилось потому, что цензоры обращали на них меньше внимания, допускает куратор. «Парадоксально, но отсутствие свободы порождает порой  и еще большую степень свободы», — говорит Альтман.

Однако были и жесткие преследования. Так, одна из участниц выставки Габриеле Штёцер (р. 1953) была осуждена за диссидентскую деятельность и провела какое-то время в заключении, а после выхода на свободу была под наблюдением тайной полиции. Художнице Корнелии Шлайме (р. 1953) запретили выставляться, и в 1981 году она вынуждена была бежать в Западный Берлин. В конце 1970-х запретили выставляться и Кристе Яйтнер. Дрезденская выставка, по признанию художницы, фактически первая, как, впрочем, и для других ее участниц. Большинство показанных здесь работ демонстрируется впервые, и критикам еще предстоит определить их место в истории немецкого искусства. По словам куратора, почти все, что собрано на выставке в Дрездене, до падения стены в 1989 году «экспонировалось на подпольных выставках или в мастерских».  

Выставочный зал в Липсиусбау
Восстание Медеи. Радикальные художницы за железным занавесом
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+